Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа
Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития
в России
1. Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4
1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10
1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11
1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью..……………….………….……………………………………13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе
и пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
……..………15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36
3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40
Заключение……….…………………………………………………………………….45
Список литературы…..…………………………………………………………………46
производство, хотя и в самых простых его формах.
В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в
увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его
следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной
системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области
демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего
перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного
инвестирования.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста
российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его
деятельности требуется
уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и
страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.
Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.
Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП
в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального
подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему
рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных
отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной
деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с
1995г. по ………) развития предпринимательства сможет изменить соотношение
деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство
сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные
двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной
экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены
свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит
приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной
перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды
хозяйствования.
На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий
в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к
банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому,
что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а
большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до
сентября 1998 года, вообще перестали существовать.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,
на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-
-Центральный экономический
В развитии малого
предпринимательства за
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий.
1.2. Виды малых предприятий
Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с
малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые
предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным,
совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень
не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая
форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то
применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех
имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных,
кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности
работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые
совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не
существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы
ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда,
управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются
по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид
малого предприятия
учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут
создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,
государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться
совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно
малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так
именно применительно к
таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий
совпадают.
1.3. Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое
явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и
нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых
предприятий с целью создания благоприятных условий для их
функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
Ниже приведены некоторые
на поддержание и
бизнеса.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20
июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные
понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,
статус предпринимателя, формы
предпринимательской
Так, постановлением
Правительства Российской
№ 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были
определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена
возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания
фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в
апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был
переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший
общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы
государственного стимулирования, а также регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -
1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в
данной области, включая совершенствование законодательства, развитие
системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное
обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для
обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная
программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об
утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная
перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении
подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях
нарушенных производственно-
классификации фирм в зависимости от их численности.
Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении
"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)
экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических
досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых
с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой
продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или
преуменьшается в целях
Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной
программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы:
привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в
малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области
жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в
сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства
при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной
целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на
1998 - 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер,
предусмотренных программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также
соответствующими
занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции
инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию
(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в
инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на
создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной
деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной
продукции и освоение высоких технологий.
1.4. Особенности и функции малого предприятия
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом
качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права
собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:
ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений
между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной
мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности
трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не
позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и
общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между
предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое
предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга
потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного
рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в
производственный процесс и
все связанное с его
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется
Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России