Малый бизнес: место и роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития
в России
1. Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4
1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10
1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11
1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью..……………….………….……………………………………13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе
и пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
……..………15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36
3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40
Заключение……….…………………………………………………………………….45
Список литературы…..…………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес место и роль в экономике РОССИИ-КУРСАЧ.docx

— 149.03 Кб (Скачать)

производство, хотя и в самых  простых его формах.

    В целом можно предположить, что новый  рывок  в   динамике  числа  МП,  в

увеличении их макроэкономического  веса по всем  показателям  неизбежен.  Его

следует ожидать по мере накопления предпосылок  для  формирования  целостной

системы   рыночного   хозяйствования,   решительных    шагов    в    области

демонополизации экономики, дебюрократизации управления  и,  конечно,  общего

перехода  к  фазе  оживления  и  подъема  производства  и  производственного

инвестирования.

    Для  закрепления   и  дальнейшего  развития  позитивных  тенденций  роста

российского малого предпринимательства, кардинального  расширения  поля  его

деятельности требуется активизация  государственной  поддержки  МП  на  всех

уровнях. В  первую  очередь  в  поддержке  нуждается  сфера  кредитования  и

страхования малого бизнеса, стимулирования  его  инвестиционной  активности.

Настоятельной  необходимостью  является  декриминализация  малого   бизнеса.

Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной  деятельности  МП

в интересах  развития  всех  сфер  российской  экономики.  Начало  реального

подъема в  экономике  позволит  перейти  к  следующему  этапу  по-настоящему

рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные   основы  рыночных

отношений,  сформировавшиеся  капиталы,  их  способность  к   инвестиционной

деятельности дают возможность  предположить, что очередной - шестой  этап  (с

1995г. по ………)  развития  предпринимательства   сможет  изменить  соотношение

деятельных сил в пользу инновационных  процессов.  Тогда  предпринимательство

сможет проявляться во всем   многообразии  и  обнаруживать  силы,  способные

двигать   рынок,   обеспечивать   нормальное    функционирование    рыночной

экономики, сосуществование различных  субъектов, каждому из которых  отведены

свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству  же  предстоит

приложить усилия для всемирного  развития  и  поддержания  в  долговременной

перспективе  конкурентной  среды  и  её  стабильности   в   качестве   среды

хозяйствования.

    На данном этапе актуальна  проблема внедрения на рынок  малых  предприятий

в  условиях  жесточайшего   экономического   кризиса,   который   привел   к

банкротству большого числа крупных  олигополий. Обвал рубля  привел  к  тому,

что крупные компании потеряли свои позиции  на  рынке  товаров  и  услуг,  а

большинство средних и мелких предприятий, которые «держались  на  плаву»  до

сентября 1998 года, вообще перестали  существовать.

    В 90-е годы стабильно  росла доля МП в общем объеме  ВВП.  Это  -  весомый

факт, особенно на фоне продолжающегося  спада  практически  во  всех  сферах

российской экономики. По официальным  статистическим данным  Госкомстата  РФ,

на 1.01.1996 г. в  России  насчитывалось  877  тыс.  малых  предприятий,  на

которых было занято 8,9 млн. человек  (по  среднесписочному  составу),  а  с

учетом вторичной занятости -  13,8  млн.  человек.  В  отраслевой  структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в  региональной  структуре

-Центральный экономический район  с ядром в Москве (табл. 1, 2).

    В развитии малого  предпринимательства за последние  1-2  года  наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую  очередь  в  существенном

замедлении темпов роста числа  малых предприятий.

 

    1.2. Виды малых предприятий

        Дадим  краткую   характеристику  малым  предприятиям.  Сталкиваясь  с

малыми  предприятиями,  обычно  допускают  типичную  ошибку,  считая   малые

предприятия одним из видов предприятий, подобно  государственным,  арендным,

совместным, семейным и т.д. Это  неверно, малые предприятия в  этот  перечень

не могут быть включены. Малые  -  это  не  вид,  не  организационно-правовая

форма,  а  размер  предприятия.  Малое   предприятие   -   всегда   какое-то

применительно к выделяемым в законодательстве  видам  предприятий.  Из  всех

имеющихся  видов  предприятий:  государственных,  коллективных,  совместных,

кооперативов  и  т.д.,  выделяется  их  часть   по   критериям   численности

работающих.  Таким  образом,   существуют   малые   государственные,   малые

совместные, малые частные и  прочие виды малых предприятий.

       В  этой  связи  становится  очевидным,  для  малых   предприятий   не

существует  какой-то  универсальной,  общей  для  всех  их   видов   системы

ценообразования,   материально-технического   снабжения,    оплаты    труда,

управления и т.д. Все эти системы  функционирования предприятия  определяются

по их видам.

      Бытует и еще  одно широко распространенное  заблуждение,  будто  бы  вид

малого предприятия предопределяется  тем,  какая  организация  является  его

учредителем.  Безусловной  связи  здесь   нет.   Малые   предприятия   могут

создаваться  гражданами,  членами  семьи  и  совместно  с  другими   лицами,

государственными,  арендными,   совместными   предприятиями,   общественными

организациями  и  т.д.  Кроме  того,  малые  предприятия  могут  создаваться

совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

       Если  учредителем   малого   предприятия   является   государственная

организация, то это отнюдь не означает, что новое образование  будет  именно

малым  государственным  предприятием.  Имущество,  выделяемое   из   состава

государственного предприятия, может  быть сдано в  аренду  кооперативом.  Вид

созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

      В то  же  время   индивидуальные  частные  предприятия,  названные  так

именно применительно к учредителям, не могут быть иного  вида.  То  есть  по

таким  видам  малых  предприятий  учредительство  и  вид  малых  предприятий

совпадают.

 

           1.3. Правовые основы малого бизнеса

      Малый бизнес  в  России  как  самостоятельное   социально-экономическое

явление  существует  уже  более  10  лет.  Действующие   законодательные   и

нормативно-правовые  акты  направлены  на  государственную  поддержку  малых

предприятий    с   целью   создания    благоприятных    условий    для    их

функционирования, в первую очередь  предоставления льгот по  налогообложению.

Ниже приведены некоторые законы и постановления  правительства  направленные

на поддержание и регулирование  процессов связанных  с  формированием  малого

бизнеса.

    Закон  РСФСР  от  25  декабря  1990  г.  N  445-1  "О   предприятиях   и

предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и  20

июля, 1993 г., 30  ноября  1994  г.).  Данным  законом  определены  основные

понятия:  предпринимательская  деятельность,  субъекты  предпринимательства,

статус предпринимателя, формы  предпринимательской деятельности.

      Так, постановлением  Правительства Российской Федерации  от 18.07.91  г.

№ 406 «О мерах по поддержке и  развитию  малых  предприятий  в  РСФСР»,  были

определены критерии отнесения  предприятий к категориям малых,  предусмотрена

возможность установления определенных  налоговых  льгот,  а  также  создания

фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

       В  соответствии  с  законом  РСФСР  «О  конкуренции   и   ограничении

монополистической деятельности  на  товарных  рынках»,  Правительство  РФ  в

апреле  1993  г.  приняло  постановление  об  образовании  фонда   поддержки

предпринимательства и развития конкуренции  (с  декабря  1995  года  он  был

переименован в Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства).

      В июне  1995  г.  был  принят  федеральный   закон  «О  государственной

поддержке малого предпринимательства  в Российской  Федерации»,  определивший

общие   положения   поддержки   малых   предприятий,    формы    и    методы

государственного  стимулирования,   а   также   регулирования   деятельности

субъектов малого предпринимательства.

      Указом Президента  РФ в июне  1995  г.  был   образован  Государственный

комитет РФ по поддержке и  развитию  малого  предпринимательства.  В  апреле

1994  г.  Правительством   РФ   одобрена   целевая   Федеральная   программа

государственной поддержки малого предпринимательства  в  России  на  1994  -

1995 гг.    В ней были определены  основные направления, цели и  приоритеты  в

данной  области,  включая   совершенствование   законодательства,   развитие

системы финансово-кредитной  поддержки,  информационное  и  консультационное

обеспечение  малых  предприятий,  содействие  в  реализации  контрактов  для

обеспечения государственных нужд и др.

      В 1996 г. Государственной  Думой  была  утверждена  вторая  Федеральная

программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.

      Постановление   Правительства  РФ  от  31  марта  1997  г.  N  360  "Об

утверждении  программы  Правительства  Российской   Федерации   "Структурная

перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном  постановлении

подчеркивается  высокое  значение  развития  малого   бизнеса   в   условиях

нарушенных производственно-хозяйственных  связей, а также дается  определение

классификации фирм в зависимости  от их численности.

    Постановление Госкомстата  РФ от 31 января 1998 г. N  7  "Об  утверждении

"Основных  методологических  положений  по  оценке  скрытой   (неформальной)

экономики". Настоящее постановление  содержит описание системы  экономических

досчетов, используемых на федеральном  и региональном уровнях, и  применяемых

с  целью  определения  скрываемых  предпринимателями  объемов   производимой

продукции с целью получения  экономической  выгоды,  которая  скрывается  или

преуменьшается в целях уклонения  от налогообложения.

    Постановление Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. N  697  "О   Федеральной

программе государственной поддержки  малого предпринимательства в  Российской

Федерации  на  1998  -  1999  годы".  В  Программу  включены   подпрограммы:

привлечение   военнослужащих, увольняемых  в  запас,  и  членов  их  семей  в

малое предпринимательство; поддержка  малого  предпринимательства  в  области

жилищно-коммунального  хозяйства;  поддержка  малого  предпринимательства  в

сельской местности; использование  возможностей  малого  предпринимательства

при реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

    Постановление Правительства  РФ от 24 июля 1998 г. N 828  "О   Федеральной

целевой программе содействия занятости  населения  Российской  Федерации  на

1998  -  2000  годы".   Постановление   предусматривает   реализацию    мер,

предусмотренных  программой   "Молодежь  России"  (1998-2000гг.),  а   также

соответствующими региональными   программами    по  поддержке  и  расширению

занятости молодежи, включая  молодежное предпринимательство.

    Постановление Правительства  РФ от 24 июля 1998 г.  N  832  "О   Концепции

инновационной  политики  Российской  Федерации  на  1998   -   2000   годы".

Постановлением   предусматривается    комплекс   мер    по    преобразованию

(приватизация,  создание  финансово-промышленных  групп,  демонополизация  в

инновационной сфере, малое предпринимательство  и  другие),  направленные  на

создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации  инновационной

деятельности,   обеспечивающей   рост    производства    конкурентоспособной

продукции и освоение высоких технологий.

 

    1.4. Особенности и функции  малого предприятия

    Предпринимательство   в  масштабе  малого  предприятия   обладает   рядом

качественных особенностей. В первую очередь стоит  отметить  единство  права

собственности и непосредственного  управления предприятием.

       Вторая  характеристика  -  так  называемая  обозримость   предприятия:

ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер  отношений

между  хозяином  и  работником,  что  позволяет  добиваться   действительной

мотивации работы персонала и более  высокой  степени  его  удовлетворенности

трудом.

       Третья  -  относительно  небольшие  рынки  ресурсов   и   сбыта,   не

позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь  серьезное  влияние  на  цены  и

общий отраслевой объем реализации товара.

        Четвертая   -   персонифицированный   характер    отношений    между

предпринимателем  и  клиентами,  поскольку,  как   уже   отмечалось,   малое

предприятие   рассчитано   на   обслуживание   сравнительно   узкого   круга

потребителей.

      Пятое - ключевая  роль руководителя в жизни  предприятия:  он  полностью

ответственен за результаты хозяйствования  не  только  из-за  имущественного

рынка,   но   и   вследствие   своей   непосредственной    включенности    в

производственный процесс и  все связанное с его организацией.

      Шестая специфическая  черта - семейное ведение  дела:  оно  наследуется

Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России