Малый бизнес: место и роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают
жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9%
чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей
промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития
в России
1. Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4
1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10
1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11
1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью..……………….………….……………………………………13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе
и пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России
……..………15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36
3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40
Заключение……….…………………………………………………………………….45
Список литературы…..…………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес место и роль в экономике РОССИИ-КУРСАЧ.docx

— 149.03 Кб (Скачать)

родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних  во  всю

деятельность предприятия.  Но  при  этом  необходимо  отметить,  что  данный

фактор порой может сыграть  негативную роль в семейных отношениях.

      Наконец, седьмая   особенность  связана  с   характером  финансирования.

Если «гиганты» черпают необходимые  ресурсы главным  образом  через  фондовые

биржи и кредитные  механизмы,  действующие  на  рынке  капитала,   то  малые

предприятия   полагаются   на   сравнительно   небольшие   кредиты   банков,

собственные средства  и   «неформальный»  рынок  капиталов  (деньги  друзей,

родственников и т.д.).

       Также,  как   одну  из  особенностей,  можно   выделить  высокую   долю

оборотного  капитала  по  сравнению  с  основным  фондом.  Если  у   крупных

предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля  основных

фондов), то у малых оно составляет 20:80.

      В ряду  функций   малого  предприятия,  прежде  всего,  важно  отметить

следующие экономические функции:

            V во-первых, функция работодателя;

            V во-вторых - производителя продукции  и услуг;

            V в-третьих - катализатора научно-технического  прогресса;

            V в-четвертых  – налогоплательщика;

            V в-пятых - агента рыночных отношений.

      Не менее значимы  функции социальные:

            V во-первых, через малые формы  предпринимательской деятельности

              многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал;

            V  во-вторых,  используется  труд  социально   уязвимых   групп

              населения (женщин, учащихся, инвалидов,  пенсионеров, беженцев

              и т.д.), которые не могут найти  себе  применение  на  крупных

              предприятиях;

            V в-третьих, малые  предприятия   являются  главным  продуцентом

              мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для

              обкатки молодых кадров.

      Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее  экологическая

функция малого бизнеса,  которая  уже  имеет  место  в  странах  с  развитой

рыночной экономикой. А именно  создание  малых  предприятий  по  переработке

промышленных отходов крупных  и средних предприятий.

 

      1.5. Сфера деятельности  малых предприятий и их взаимодействие  с

      большой промышленностью.

      Малые  предприятия,  как   правило,   появляются   при   необходимости

изготовления   небольших   партий   продукции   с   постоянно    обновляемой

номенклатурой   и   ассортиментом   выпускаемых    изделий,    использования

незначительных  источников  сырья  и  материалов  в  условиях  ограниченного

количества потребителей. Таким  образом, малые предприятия при  сравнительном

насыщении рынка, находят себя в  доработке продукции с учетом  индивидуальных

запросов  заказчика,  производстве  мелочей  или   продукции,   изготовление

которой в технологическом  отношении  является  преимущественно  ручным,  не

автоматизированным.   Малые   предприятия   утилизируют    отходы    крупных

производств, изготавливают комплектующие  изделия для сборочных  предприятий.

Кроме того, малые предприятия  доминируют  во  всех  сферах  деятельности  с

высоким  риском  получения  нулевого   результата.   Это   и   инновационная

деятельность, и освоение новой  технологии, новых видов изделий.

      Хотелось бы особенно  обратить внимание на  две   большие  группы  малых

предприятий,  имеющих  разные  функции  и  соответствующие  результаты.  Это

предприятия, деятельность которых  направлена на интенсивное  и  экстенсивное

развитие экономики.

      Малые предприятия   интенсивного  направления  призваны  давать  мощный

импульс развитию крупных  предприятий,  именно  здесь  закладывается  основа

глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных  предприятий

в  приоритетной  сфере,  целенаправленно  избранной  государством,  призвано

подготовить научно-технический прорыв в  этой  области,  апробировать  рынок

сбыта  новой  продукции,  отладить  технологические   процессы,   отработать

основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий.  Интенсивная

малая  экономика  -  это  полигон  для  отработки  всех   аспектов   научно-

технической  политики.  Однако  нет  возможности,  да  и  нет  необходимости

учитывать все до мелочей при  глобальных изменениях в экономике.

      Эту  «доводку  крупных  преобразований»   призваны  обеспечивать  малые

предприятия,  но  только  экстенсивного  направления.   Наполнением   новыми

товарами рынков  небольших  населенных  пунктов,  отдаленных  районов  будут

также заниматься малые предприятия  данного направления.

       Каждое  крупное   структурное  изменение  в   экономике  сопровождается

массовым высвобождением работников с  предприятий  отмирающих  отраслей,  их

переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В  значительной  мере

груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение  временной

занятости берут на себя  малые  предприятия  экстенсивного  типа.  В  данном

случае они выполняют функции  стабилизации общественного развития.

      Важно учитывать,  что малые предприятия  занимают  традиционную  только

для  них  сферу  деятельности,   в   которую   крупные   предприятия   редко

вмешиваются. При хорошей организации  снабжения  необходимыми  материалами  и

сбыта изделий, малые предприятия  дают значительную отдачу.

       Но  так   же  важно  отметить,   что   крупное   производство   и   не

противопоставляется малому, что является одной из причин успешного  развития

малого бизнеса в странах  с развитой рыночной экономикой. В  развитых  странах

культивируется принцип кооперирования крупных и  малых  предприятий,  причем

крупные объединения не подавляют  малые  фирмы,  а  взаимно  дополняют  друг

друга,  особенно  в  сфере   специализации   отдельных   производств   и   в

инновационных разработках. Например в США, девять  из  каждых  новых  десяти

технологических идей рождаются в  малых фирмах.

      В самом деле, трудно  рассчитывать на  устойчивое  развитие  экономики,

если в ней не могут развиваться  конкурентные начала,  или  крупный  и  малый

бизнес существуют параллельно. Это  неизбежно  выталкивает  малый  бизнес  на

обочину каких-то торгово-посреднических  операций,  которые  характерны  для

современной России. А крупный бизнес становится  либо  неповоротливым,  либо

практически  отрывается   от   потребностей   экономики   и   переходит   на

обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает  схема,  которая

известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

      Совсем другая  ситуация  в  странах,  где   налажены  устойчивые  связи

крупного и малого бизнеса. Часто  приводят  наглядный  пример  автомобильной

промышленности Германии, не менее  крупных японских концернов, которые  имеют

развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие  предприятия  -

сотни и тысячи таких предприятий. Вот это  все  создает,  с  одной  стороны,

стыковку  малого  и  крупного  бизнеса,  формирует  у   малого   предприятия

уверенность в том, что его продукция, его  ноу-хау  будут  востребованы.  И,

поскольку   крупные   компании   являются   операторами   мирового    рынка,

естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся  их

транслировать. И  таким  образом  у  малого  бизнеса  возникает  потребность

держать шаг вровень с потребностями  времени,  обновлять  свою  технологию  и

т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от  этой  идеальной

картины.

      Опыт взаимодействия  крупных предприятий  с   малым  бизнесом  -  это   в

первую очередь взаимодействие с малыми  предприятиями,  которые  создавались

на базе дробления или аккумуляции  каких-то финансовых ресурсов  предприятия.

И вторая группа - это малые  предприятия,  возникшие  извне,  с  которыми  в

дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

      Сотрудничество это  прошло в  два  этапа.  Первый  этап  -  это  период

поздней перестройки,  период  так  называемой  «приватизации»,  когда  малые

предприятия создавались главным  образом с вполне известными целями  -  чтобы

каким-то  образом  сосредоточить  ресурсы   для   последующего   участия   в

действительной приватизации, выполняли  роль  своего  рода  таких  фиктивных

структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

      Второй этап - это  уже период  приватизации,  когда   малые  предприятия

создавались  на  ряде   крупных   предприятий   путем   выделения   объектов

инфраструктуры,  в   том   числе   социальной,   в   самостоятельные   малые

предприятия.     В дальнейшем оказалось что, подавляющая  часть  этих  малых

предприятий, в течение первых двух  лет  своего  существования  закрываются,

однако оставшаяся часть становится полностью самостоятельными, и  фактически

являются  серьезными конкурентами материнским предприятиям.

      Стимулировать кооперацию  крупного и малого бизнеса  можно только  путем

разумной экономической политики. Наличие малого  бизнеса,  поднимет  крупную

промышленность, - и  тогда  эти  взаимоотношения  возникнут  сами  собой.  В

дальнейшем можно будет уже  ставить вопрос о необходимости  стыковки малого  и

крупного бизнеса в определенной  отрасли.  При  хотелось  бы  отметить,  что

формирование таких взаимоотношений  является оптимальным  только  в  условиях

развитого рынка.

 

    2. Проблемы развития  малого бизнеса в России на  современном этапе и

        пути их  решения

      2.1 Анализ текущего  состояния развития малого бизнеса  в России.*

      *-данные основаны  на исследовании проведенное  Ресурсным центром России

 

      (июнь 2000г.)

      Как показало время,  малое предпринимательство постепенно  (хотя  и  не

настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать  определенное  место

в хозяйстве страны.

      На   начало   реформ   пришелся   мощный   рывок   людей   в   частное

предпринимательство, прежде всего  в его  малых  формах.  За  1992  год  было

создано порядка 190 тысяч новых  малых предприятий, в 1,4  раза  больше,  чем

за 1991 год. Этот  процесс  сыграл  решающую  роль  в  зарождении  в  России

частного сектора, наполнение которого шло  главным  образом  за  счет  малых

предприятий. К 1995 году порядка 65%  всех  российских  частных  предприятий

были малыми.

      К началу 2000 года  число  малых  предприятий   составило  порядка  891

тысячи, приблизившись к отметке 1994 года. Следует  учесть,  что  начиная  с

1996 года, статистический учет велся   в  соответствии  с  новыми  критериями

отнесения предприятий к малым,  введенными  Законом  РФ  “О  государственной

поддержке  малого  предпринимательства  в   Российской   Федерации”.   Новые

критерии  заметно  сузили  границы  этой  категории  предприятий,   сократив

максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.

 

      Отраслевая структура  малого  бизнеса  постепенно  меняется  в  сторону

увеличения доли предприятий торговли и общественного  питания  и  уменьшения

доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей  коммерческой

деятельностью  по  обеспечению  функционирования  рынка,  наукой  и  научным

обслуживанием.

   О  динамике  изменения   количества  малых  предприятий   и  их  отраслевой

структуры  за  последние  годы  свидетельствуют  данные  Госкомстата  России

(таблица 1).

 

 

                                                 Таблица 1

 Распределение числа малых  предприятий РФ по отраслям  экономики  в  1996   -

2000гг. (тыс.ед. на конец года в  % к общему числу МП)

|Предприят|1.01.|%  |1.01.|%   |1.01.|%   |1.01.|%   |1.01.|%   |

|ия       |96 г.|   |97 г.|    |98 г.|    |99 г.|    |00 г.|    |

|         |Кол-в|   |Кол-в|    |Кол-в|    |Кол-в|    |Кол-в|    |

|         |о    |   |о    |    |о    |    |о    |    |о    |    |

|Всего    |877,3|100|841,7|100,|861,1|100,|868,0|100,|890,6|100,|

|         |     |,0 |     |0   |     |0   |     |0   |     |0   |

|В том    |128,5|14,|131,4|15,6|135,2|15,7|136,1|15,7|140,0|15,7|

|числе:   |     |65 |7    |2   |     |    |     |    |     |2   |

|Промышлен|     |   |     |    |     |    |     |    |     |    |

|ные      |     |   |     |    |     |    |     |    |     |    |

|Строитель|145,5|16,|139,2|16,5|136,1|15,8|137,5|15,8|141,6|15,9|

|ные      |     |58 |2    |4   |     |    |     |    |1    |    |

|Торговли |374,6|42,|358,9|42,6|386,3|44,5|386,1|44,5|420,3|47,2|

|и        |     |70 |6    |5   |     |    |     |    |6    |    |

|общепита |     |   |     |    |     |    |     |    |     |    |

|Коммерчес|42,4 |4,8|35,6 |4,23|34,4 |4,0 |35,2 |4,0 |34,73|3,9 |

|кие      |     |3  |     |    |     |    |     |    |     |    |

|Науки и  |48,8 |5,5|46,71|5,55|38,74|4,5 |38,8 |4,5 |36,51|4,1 |

|научного |     |6  |     |    |     |    |     |    |     |    |

|         |     |   |     |    |     |    |     |    |     |    |

Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России