Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:09, курс лекций
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Бюджетирование: сущность, преимущества, недостатки, виды бюджетов. Бюджетирование – управленческая технология краткосрочного финансового планирования, направленная на установление целевых показателей деятельности с последующим контролем за их выполнением. Бюджет – это смета доходов и расходов. План содержит в себе помимо показателей инструменты и последовательность действий для достижения этих показателей. Соответственно бюджетирование - это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации. Главная цель бюджетирования - повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Сущностью бюджетирования является структурирование доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения и закрепление ответственных лиц за их движением.
Главный бюджет представляет собой скоординированный план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; прогноз денежных потоков; прогнозный бухгалтерский баланс. Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов - операционного и финансового.
1шаг. Операционный бюджет:
- бюджет продаж (будущий объём реализации, цена реализации, выручка от реализации; составляется на 1 год, разбивка на кварталы и месяцы),
- бюджет производства (показывает,
какое количество продукции
- затратные бюджеты: на
На этом шаге составляется прогнозный отчет о прибылях и убытках.
2 шаг. Финансовый бюджет: б-т заимствований,
- б-т движения ден-х средств: остатки на начало периода + поступившие денежные средства – выбывшие денежные средства = остаток на конец.
- б-т финансовых заимствований
(при необходимости
- б-т инвестиций.
Исходя из полученных данных
составляется прогнозный
При реализации производственной программы
осуществляется постоянный контроль.
По окончании года проводят план-факт
анализ. Для того, чтобы отклонений
было как можно меньше, составляют
3 варианта развития: оптимистический,
оптимальный и
Преимущества бюджетирования: побуждает к планированию, выполняет координирующую роль, выполняет организующую роль, способствует инициативе, дает средство контроля.
Недостатки: большой объем бумажной работы; затраты времени; негибкость бюджета; недовольство сотрудников.
Бюджетирование (бюджетное управление) — система управления Предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Бюджет предприятия — план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Бюджет — сгруппированные по принятым на предприятии признакам показатели экономической деятельности.
Бюджетная структура — иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов предприятия.
Процедура (процедура управления) — упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий нескольких исполнителей, происходящих в течение определенного промежутка времени и обладающих познаваемым результатом.
Процесс (бизнес-процесс) — целенаправленная последовательность процедур, направленная на получение заданного конечного результата. Обязательное требование к выделяемому бизнес-процессу — наличие законченного производственного цикла (начиная с взаимоотношения с внешней средой по поводу инициирования производства продукта до отношений по поводу его передачи клиенту).
Финансовая структура предприятия — иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.
Центр финансового учета (ЦФУ) — структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.
Центр затрат — структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.
Центр дохода — структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию своей деятельностью.
Центр маржинального дохода — структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.
Центр прибыли — структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).
Центр инвестиций — структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).