Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:09, курс лекций
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Баланс | ||
Основные средства, в том числе: |
||
земельные
активы и объекты |
||
здания, машины и оборудование |
||
накопленная амортизация |
||
здания,
машины и оборудование с |
||
Оборотные активы, в том числе: |
||
запасы сырья и материалов |
||
запасы готовой продукции |
||
дебиторская задолженность |
||
денежные средства |
||
Итого активов |
||
Капитал и резервы, в том числе: |
||
устаный капитла |
||
нераспределенная прибыль |
||
Краткосрочные обязательства, в том числе: |
||
кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам |
||
Итого пассивы |
ТЕМА 4. ПОСТАНОВКА БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Для того чтобы бюджетное управление работало, необходимо:
Регламентные документы, фиксирующие все достигнутые результаты бюджетного управления и описывающие шаги (процедуры) их достижения:
Положение – документ, описывающий результаты определенного этапа бюджетного управления.
Например, в «Положении о бюджетировании» должны содержаться следующие данные:
Регламент – документ, описывающий процедуры, которые должны привести к достижению результата, зафиксированного в Положении.
Например, «Регламент бюджетирования» должен содержать указание на процедуры формирования общего бюджета предприятия, определяет шаблоны бюджетных форм, порядок и сроки составления, утверждения бюджета и контроля его исполнения, устанавливает ответственность структурных подразделений.
Регламентные документы различных этапов постановки бюджетного управления
Содержание этапа |
Цель этапа |
Регламентные документы | |
Регламенты |
Положения | ||
Подготовительный этап (не обязателен) |
Корректировка организационной структуры, уточнение целей |
Р.изменения организационной структуры предприятия |
П.об организационной структуре предприятия |
Формирование финансовой структуры предприятия |
Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и закрепление ее за конкретными должностями |
Р.изменения финансовой структуры предприятия |
П.о финансовой структуре предприятия |
Формирование бюджетной структуры |
Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязи между ними |
Р.изменения бюджетной структуры предприятия |
П.о бюджетной структуре, П.об оплате труда |
Формирование финансово- |
Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей |
- |
- |
Прогнозирование деятельности
предприятия и составление |
Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели |
Р.планирования, Р.прогнозирова-ния, Р.нормирования |
П.о планировании, П.о нормировании |
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам |
Оценка исполнения бюджета
и корректировка будущих |
Р.анализа |
П.об анализе |
Участники процесса бюджетного управления
Специалисты предприятия |
Этапы процесса бюджетного управления | ||||
Составление бюджета |
Сбор фактических данных |
План-фактный контроль |
Анализ исполнения бюджетов |
Корректировка бюджетов | |
Руководитель предприятия |
утверждает бюджет |
участвует в интерпретации результатов анализа |
утверждает обоснованные корректировки | ||
Руководители ЦФО |
проверяют и уточняют сценарии бюджета |
принимают меры по учету отклонений от бюджета в оперативном режиме |
выдвигают предложения по управленческому воздействию | ||
Экономический отдел |
готовит базовый вариант бюджета. Проверяет отобранные сценарии на соответствие целям и планам предприятия |
выявляют план-фактные отклонения |
готовят аналитичес-кие отчеты и частично интерпрети-руют результаты |
проверяют соответствие предлагаемых корректировок целям и планам предприятия | |
Финансовый отдел |
|||||
Бухгалтерия |
вводят фактические данные в учетную систему |
||||
IT-отдел |
обеспечивают обработку и хранение данных |
способствуют подготовке аналитических отчетов |
|||
Отдел маркетинга |
предлагают сценарии развития бюджета |
||||
Отдел продаж |
предлагают фактическую информацию для обработки |
||||
Производственные подразделения |
|||||
Кредитный отдел |
22.11.2011
ТЕМА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-МОДЕЛЬ В БЮДЖЕТНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Прогнозирование деятельности
предприятия – это комплекс мероприятий
и процедур проведения вероятностной
и многосценарной оценки значений основных
показателей хозяйственной
Способы предвидения показателей деятельности предприятия | |
Показатели деятельности |
Способы предвидения |
Натуральные объемы продаж товаров (реализации работ, услуг) |
Прогнозируются |
Натуральные объемы производства товаров (работ, услуг) |
Планируются в зависимости от объемов продаж и желаемого уровня товарных запасов |
Доходы |
Прогнозируются, хотя могут быть и спланированы в привязке к объему продаж в натуральном выражении |
Поступления |
Планируются на базе доходов условий кредитной политики и потерь на товарном рынке |
Расходы: |
|
|
Планируются на основе объемов производства, либо в натуральном выражении, либо в денежном выражении |
|
Планируются «от достигнутого уровня» с учетом предполагаемых изменений |
|
Прогнозируются, отражая принятую на предприятии степень контроля исполнения бюджета, качество планирования и режим экономии |
Платежи |
Планируются на основе расходов и собственной платежной системы |
Финансовые результаты деятельности |
Являются комбинацией
методов прогнозирования и |
Статьи баланса |
Прогнозируются |
Прогнозирование ведется на основании бюджетной структуры предприятия и бизнес-модели предприятия – схематического (логического и математического) описания хозяйственной деятельности компании, на основании и с помощью которого решаются следующие задачи:
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КОМПАНИИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НЕЕ
Связи, закономерности и показатели деятельности предприятия |
Основания для описания/ характеристики |
Специфика (капиталоемкое, фондоемкое, трудоемкое, материалоемкое производство) с соответствующими рисками |
По результатам анализа структуры расходов, структуры активов с учетом предполагаемых изменений стратегии |
Политика компании с позиции фактического и желаемого уровней платежеспособности и ликвидности |
По результатам финансового анализа с учетом предполагаемых изменений в финансовых целях |
Зависимость производственных
мощностей от релевантных факторов
(технологических и |
По результатам анализа
использования ОПФ и технико- |
Связь между загрузкой производственных мощностей и факторами, ее обуславливающими (объемом реализации и производства, численностью занятых, сменностью, поломками, простоями и т.д.). Или, наоборот, связь между загрузкой производственных мощностей и показателями, на которые она оказывает влияние (объем производства, численность занятых и т.д.), если приходится отталкиваться от объемов производства |
По результатам анализа использования ОПФ |
Связь между величиной товарных запасов и объемом реализации (производства) с учетом факторов, которые вносят коррективы (уровень неликвидов, качество снабжения, сезонность и т.д.). |
По результатам анализа оборачиваемости с учетом предполагаемых изменений |
Основная динамика и структура доходов |
По результатам анализа доходов с учетом прогнозируемых сдвигов |
Основные правила |
|
|
По результатам анализа доходов и анализа показателей Отчета о прибылях и убытках |
|
По результатам анализа доходов, прогнозам аналитиков и т.д. |
|
По результатам анализа доходов и анализа показателей Отчета о прибылях и убытках с учетом изменений в политике продаж, привлечения и продвижения |
|
По результатам анализа доходов, использования ресурсов, также расходов с учетом предполагаемых изменений |