ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ.
ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ,
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Планирование имеет 2 достаточно
самостоятельные стороны:
- Организационная (в какие сроки, каким образом и т.д.),
- Содержательная (ответственна за результаты планирования, то есть, определяет, откуда берутся исходные данные, каков их экономический смысл, адекватность плановых показателей реальным условиям и прочее).
Планирование
на предприятии представляет собой процесс организации
системы мероприятий и формирование показателей
производственно-хозяйственной деятельности
субъекта в целом и его отдельных подразделений.
Необходимо отличать планирование
и прогнозирование.
Объекты планирования
на предприятии – функции, которые предприятие выполняет
в процессе работы (производственная,
сбытовая, управленческая, финансовая
деятельность компании).
Предмет –
ресурсы, поскольку принятие решений
о развитии предприятия всегда связано
с их использованием, причем учитываются
не только имеющиеся, но и необходимые.
Виды ресурсов:
- Трудовые,
- Финансовые,
- Материальные (сырье),
- Временные,
- Информационные,
- Предпринимательский талант.
ВОПРОС 2. ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
- Организационная диагностика проблем функционирования предприятия.
- Постановка целей развития предприятия (отдельных функциональных подразделений),
- Детализация целей развития предприятия до уровня конкретных задач.
- Разработка путей и средств достижения конкретных задач,
- Выбор оптимального решения для достижения поставленной цели,
- Прогнозирование результатов работы предприятия с учетом намеченных мероприятий (по сути – бюджетирование),
- Оценка эффективности намеченных мероприятий,
- Принятие планового решения к реализации,
- Контроль достижения поставленных целей посредством сопоставления запланированных показателей и достигнутых (план-факт-анализ).
Процесс планирования на предприятии
является непрерывным.
ВОПРОС 3. ПРИНЦИПЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ
Фойоль определил 4 принципа
планирования:
- Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей (планирование должно быть системным),
- Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:
-изменение внешней среды
может носить непредсказуемый
характер и потребует корректировок
плана;
- не всегда возможно
предусмотреть изменение во внутренней
сфере.
(разработанные
планы должны постоянно корректироваться,
определяя замкнутый круг процесса планирования),
- Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными (основные плановые показатели должны меняться при возникновении непредвиденных обстоятельств),
- Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия (планы должны быть максимально точными, детальными и конкретными).
Ансофф предлагает еще 1 принцип:
- Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности. В результате этого работник уясняет себе цели и задачи деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.
+ Принцип эффективности
– затраты на планирование не должны превышать
эффект от него.
Практика выработала и
иные принципы. Так, в зависимости
от идеологии управления выделяют следующие
принципы:
- Рыночный. Планирование начинается с формирования доходной части, отражающей рыночный потенциал предприятия. Подходит для тех предприятий, которые имеют резерв производственных мощностей.
- Принцип «От достигнутого» – в основу плана берутся показатели, полученные в предыдущем периоде. Подходит для предприятий, стабильно функционирующих длительное время.
- Принцип «От производства» – свойственен для предприятий с позаказным типом производства. Подходит для новых предприятий, в случае производства уникальных, не пользующихся широким спросом товаров.
ВОПРОС 4. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
С точки зрения
обязательности плановых заданий:
- Директивное планирование (непрекословное выполнение плановых показателей, например, гос.заказы),
- Индикативное планирование (носит рекомендательный характер).
В зависимости от того, ориентированы
ли основные идеи планирования в прошлое,
настоящее, будущее:
- Реактивное, в основе которого лежит возврат к прошлому, то есть найти причину и нейтрализовать ее каким-либо образом.
- Инактивное. Базируется на инертности и неизменности. Главное правило такого планирования – планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода событий.
- Преактивное. Оно ориентировано в основном на будущие изменения и часто приобретает вид прогнозирования.
По содержанию
плановых решений:
- Стратегическое. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу в зависимости от стратегических целей развития.
- Тактическое планирование. Оно создает предпосылки для реализации возможностей предприятия, должно обеспечивать достижение целей стратегического планирования.
- Оперативно-календарное планирование. Оно направлено на конкретизацию показателей тактического планирования, организует повседневную ритмичную работу предприятия.
- Бизнес-планирование, связанное с объективной оценкой целесообразности того или иного мероприятия.
По степени
охвата:
- Общее планирование, которое охватывает все аспекты решаемой проблемы,
- Частичное планирование, которое охватывает лишь определенные области и параметры решаемой проблемы.
По времени (срок определяется видом деятельности
компании):
- Долгосрочное,
- Среднесрочное,
- Краткосрочное.
По сферам:
- Планирование продаж,
- Планирование производства,
- Планирование персонала.
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ВОПРОС 1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТА И ПЛАНА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
Термины «Бюджет» и «План»
не тождественны.
БЮДЖЕТ –
это количественное выражение централизованно
устанавливаемых показателей плана
предприятия на определенный период по следующим направлениям:
- По использованию капитальных, товароматериальных и финансовых ресурсов,
- По привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности,
- По доходам и расходам,
- По движению денежных средств,
- По инвестициям.
Определяющими
характеристиками бюджета предприятия являются:
- Формализация – количественное выражение деятельности предприятия,
- Централизация – бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления показатели для отдельных подразделений (Центров финансовой ответственности),
- Сквозной характер.
Организационная
структура предприятия по сути представляет собой инструмент
выполнения предлагаемых указаний,
то есть в рамках организационной структуры
персонал выполняет прописанные ему функции,
а тем самым достигает целей управления.
Однако чтобы эффективно управлять компанией
руководителю не достаточно организационной
структуры, поскольку в рамках нее происходит
формальное соблюдение исполнения ответственности.
Однако качественно и количественно исполнение
ответственности не контролируется, поэтому
нужны иные критерии структурирования
компании. Такой структурой является финансовая
структура предприятия (по признаку финансовой
ответственности).
Таким образом, на предприятии
на основе организационной структуры
формируются центры финансовой
ответственности (ЦФО).
ЦФО – это
структурное подразделение предприятия,
осуществляющее определенный набор
хозяйственных операций и способное
оказывать непосредственное воздействие
на те или иные финансовые показатели
этих операций.
В зависимости от того, что
с финансовой точки зрения несет
для предприятия ЦФО, выделяют 6 типов
ЦФО:
- Центры затрат. Их образуют подразделения, которые для выполнения своих функций потребляют различные ресурсы и влияют на объем затрат.
- Центр доходов. Отвечает за доход в рамках своей деятельности (отдел продаж, торговые дома, оптовые базы, дилеры).
- Центры маржинального дохода – подразделения, которые контролируют доходы и расходы своего направления, и могут отвечать за эффективность своей деятельности.
- Центры прибыли. Они отвечают перед руководством за суммы полученной прибыли (отдельное предприятие в рамках холдинга; руководство).
- Центр инвестиций. Совершает управление оборотным и внеоборотным капиталом.
- Венчурный центр. Если говорить о таком центре на предприятии, то имеется в виду развитие новых бизнесов в форме реализации венчурных проектов.
ВОПРОС 2. СУЩНОСТЬ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.
Бюджетирование
– это система краткосрочного
планирования, учета и контроля ресурсов
и результатов деятельности по ЦФО,
позволяющая анализировать прогнозируемые
и полученные экономические показатели
в целях управления бизнес-процессами.
В самом общем виде назначение
бюджетирования заключается в том,
что это основа:
- Планирования и принятия управленческих решений,
- Оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании,
- Укрепление финансовой дисциплины центрами финансовой ответственности.
Цели:
- Осуществление периодического планирования,
- Обеспечение координации, кооперации и коммуникации между ЦФО,
- Требование к руководителям ЦФО количественно обосновывать предполагаемые планы развития,
- Создание системы контроля и оценки исполнения бюджетов,
- Мотивация сотрудников на достижение поставленных целей,
- Исполнение требований договоров.
ВОПРОС 3. ФУНКЦИИ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.
- Планирование (детализированный вид плана),
- Координация и связь (все подразделения работают вместе, реализуя поставленные цели),
- Стимулирование,
- Контроль. Позволяет выявить отклонение плановых от фактических показателей, что, в свою очередь, помогает:
- Идентифицировать проблемную область,
- Выявить новые возможности, которые не были предусмотрены первоначально,
- Понять, что первоначальный бюджет был в некоторой степени нереалистичным.
- Оценка, то есть достижение фактических показателей служит оценкой деятельности ЦФО и предприятия в целом.
- Обучение.
К плюсам можно отнести
все перечисленные функции.
Недостатки бюджетирования:
- Трудоемкость,
- Дорогостоящий процесс,
- Конфликты между ЦФО,
- Распределение недостоверной информации о бюджетах по неформальным каналам.