Кассовое планирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Сущность доходов и расходов бюджета, их классификация……………..………………………………………………….4
Временный кассовый разрыв, методика прогнозирования кассовых разрывов………………………………………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовой планиро-ие и проноз-ние.docx

— 213.78 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему №39: «Кассовое планирование доходов и расходов государственного бюджета»

                                                                                             

 
 
 
 

Хабаровск 2011г. 
 

Содержание 
 

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Сущность доходов и расходов бюджета, их классификация……………..………………………………………………….4
  2. Временный кассовый разрыв, методика прогнозирования кассовых разрывов………………………………………………………………………19

Заключение  ……………………………………………………………………...26

Список  использованных источников…………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       План  сбора доходов и использования  расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические  и финансовые фонды т. п.). Бюджеты  имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

       Доходы  государственного бюджета — завершающая  стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

       Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика  государственных расходов состоит  в обеспечении потребностей государственной  сферы деятельности. Государственные  расходы призваны удовлетворять  наиболее важные потребности общества в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления  государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

       Кассовое  планирование — уникальный инструмент планирования денежного обращения  в стране. Оно позволяет внедрить систему оперативного управления операциями со средствами федерального бюджета.

       В современных условиях наличный денежный оборот планируется как в целом  по стране, так и по республикам, краям, областям, районам и городам  не только по размерам и направлениям потоков движения денег, но и по их экономическому содержанию, т. е. по источникам поступлений и целевому назначению выдач. 

  1. СУЩНОСТЬ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
 

       Доходы  бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. /1/

       Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  о налогах и сборах и законодательством  об иных обязательных платежах./1/

       Государственные доходы — это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

       В финансовом словаре приведено следующее  определение доходов бюджета:

       Доходы  бюджета (англ. budget revenue) - 1) по экономическому содержанию - денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти; 2) по материально-вещественному воплощению - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

       К доходам бюджетов относятся налоговые  доходы, неналоговые доходы и безвозмездные  поступления.

       К налоговым доходам бюджетов относятся  доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных  налогов, а также пеней и штрафов  по ним.

       К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

       К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

       Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для  бюджетов всех уровней. Виды неналоговых  доходов определяются Бюджетным  кодексом РФ. /5/

       В составе неналоговых доходов  есть административные платежи и  сборы (напр., таможенные сборы; сборы, взимаемые ГИБДД; платежи, взимаемые  организациями за выполнение определенных функций), поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба (напр., санкции за нарушение порядка применения цен; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий). Обособленную группу доходов бюджета в России составляют доходы от целевых бюджетных фондов - экологического, государственного фонда борьбы с преступностью, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

       Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета./1/

       В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы делят на собственные  и регулирующие. В соответствии с  Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или  частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. К собственным  доходам относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.

       Собственные налоговые доходы покрывают менее 20% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Основная часть  доходов субфедеральных бюджетов формируется  за счет отчислений от федеральных  налогов. Налоги (федеральные и региональные — для местных бюджетов), по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  Российской Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе называют регулирующими./5/

       В зависимости от уровня бюджетной  системы, на который поступают доходы бюджета, они подразделяются на федеральные, региональные (доходы бюджетов субъектов РФ) и местные (доходы местных бюджетов)./8/

       Согласно  ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета  зачисляются собственные налоговые  доходы федерального бюджета, за исключением  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы  Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают  собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

       Согласно  ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам.

       Согласно  ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают  доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет расходы бюджета — как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Распределение государственных  средств по отдельным расходным  статьям закрепляется законодательно в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным  элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

       Правовое  регулирование государственных  расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов  о федеральном бюджете, соответствующих  законов субъектов РФ и актов  местного самоуправления.

       Согласно  финансовому словарю расходы  бюджета включают:

  • расходы на государственные (муниципальные) услуги общего назначения, к которым относятся затраты на содержание законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, развитие международного сотрудничества (в т.ч. на реализацию международных договоров) и участие в миротворческой деятельности;
  • расходы на финансирование национальной обороны, а также всех органов и мероприятий, обусловленных правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности государства и общественного порядка;
  • расходы на общественно-значимые и социальные услуги образование, здравоохранение, соц. обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.;
  • расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, развитие рыночной инфраструктуры, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.;
  • расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, пополнение государственных запасов и резервов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней и т.п.

Информация о работе Кассовое планирование доходов и расходов государственного бюджета