Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Объектом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета г.Благовещенска.
Задачами моей курсовой работы:
рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;
подробно исследовать основные виды доходов;
выяснить состояние доходов бюджета г. Благовещенска
за 2008-2009 годы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………4
Экономическое содержание доходов бюджета…………………....4
Налоговые и неналоговые доходы…………………………..……5
Доходы региональных бюджетов………………………….…….12
Доходы местных бюджетов………………………………………17
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..…..…22
2.1. Формирование доходов бюджетов всех уровней……………….....22
Анализ доходов бюджета г. Благовещенска за 2008-2009 годы…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….....................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…….41
Рис. 1 Показатели
поступлений доходов в бюджет
в 2008-2009 гг.
В 2009 году в федеральный бюджет поступило доходов 8227.7 млрд. рублей, что на 1046.4 млрд. рублей, или на 11,3% меньше, чем за 2008 год (см. рис.1) . На уменьшение доходов повлиял мировой экономический кризис.
Налоговые доходы в 2009 года составили 10,7% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на 1,9% . Неналоговые доходы в 2009 году составили 8,8% ВВП, что ниже на 0,9% по сравнению с 2008 годом.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой внимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы. Охарактеризуем их.
В настоящее время действует 10 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог добычу полезных ископаемых, ЕСН (см. рис.2). С 01.01.2010 года отменен Единый Социальный Налог.
Рассмотрим структуру
поступления доходов в Федеральный бюджет
по видам налогов (рис.2).
Рис.2. Структура
поступлений доходов в
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), в 2009 году составили 2238,1 млрд. рублей и по сравнению с 2008годом выросли на 105,9 млрд. рублей. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
По сводной группе акцизов поступления в федеральный бюджет составили в 2009 году 111,3 млрд. рублей и уменьшились относительно 2008 года на 49,2 млрд.рублей. Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ. В 2009 году из-за мирового экономического кризиса эти поступления уменьшились.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 567,3 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2008 годом на 60,5 млрд.рублей..
Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).
Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009 году составили 223,2 млрд. рублей. Из-за экономической нестабильности в стране по сравнению с 2008 годом они сократились на 537,9 млрд. рублей.
Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили в 2009 году составили 1091,2 млрд.рублей, что на 534,6 млрд. рублей больше чем в 2008 году.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории Российской Федерации. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.
Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.
Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов субъектов Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для аналитических целей.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
2.2. Анализ
доходов бюджета г.
Муниципальные финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
1) средства местного бюджета;
2) муниципальные внебюджетные фонды;
3) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
4) другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
1) самостоятельности;
2) государственной финансовой поддержки;
3)гласности.
Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Муниципальные
финансы составляют экономическую
основу местного самоуправления наряду
с муниципальной
Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.
Порядок
и условия приватизации муниципальной
собственности определяются населением
непосредственно или
Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Поэтому особенно важно оценить современную ситуацию в области формирования муниципального бюджета. В качестве базы исследования рассмотрим бюджет г. Благовещенска за 2008-2009 годы, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Доходы городского бюджета на 2008-2009 годы.
(тыс. руб.) | ||
Наименование доходов | 2008 год | 2009 год |
ДОХОДЫ | 1 780 603 | 2051159 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 1 013 571 | 1435943 |
Налог на доходы физических лиц | 1 013 571 | 1435943 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 270 828 | 215650 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 270 489 | 213160 |
Единый сельскохозяйственный налог | 339 | 2490 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 47 758 | 124094 |
Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов | 8 135 | 20094 |
Транспортный налог | 12 514 | |
Налог на игорный бизнес | 7 639 | 5274 |
Земельный налог | 19 470 | 98726 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 8 667 | |
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых | 3 773 | |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) | 4 894 | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ | 30 501 | 36583 |
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями | 13 246 | 15249 |
Государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами | 16 730 | 21084 |
Государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной продукции | 525 | 250 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ | 781 | 122 |
Налог на имущество предприятий | 0 | |
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизируемый на территориях городских округов | 781 | |
ДОХОДЫ
ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И |
132 172 | 148900 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 56 700 | 74400 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 3 500 | 8000 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) | 3 500 | 1500 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округамий | 5 250 | 4500 |
Прочие поступления от использования имущества , находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 63 222 | 60500 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 8 708 | 6800 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 8 708 | 6800 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 4 549 | 4758 |
Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов и компенсации затра бюджетов городских округови компенсации затрат государства | 4 549 | 4758 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 205 730 | 17500 |
Доходы
от реализации иного имущества, находящегося
в собственности городских |
201 005 | 5000 |
Доходы
от продажи земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена
и которые расположены в |
3 312 | 12000 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 1 413 | 500 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 1 940 | 2082 |
Платежи, взимаемые организациями городских округов за выполнение определенных функций | 1 940 | 2082 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 55 398 | 58727 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах | 3 525 | 633 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт | 2 520 | 2410 |
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции | 2 010 | 2510 |
Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты городских округов | 800 | 1908 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территроиях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства | 2 200 | 2105 |
Денежные
взыскания (штрафы) за нарушение
законодательства в области обеспечения
санитарно- эпидемиологического |
3 050 | 2445 |
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения | 27 313 | 25866 |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов | 13 980 | 20850 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 0 | 0 |
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 0 | 0 |
Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов городских округов | 0 | 0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 422 540 | 525115 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 5 249 | 6042 |
Дотации бюджетам городских округов на выравнивание бюджетной обеспеченности | 5 249 | 6042 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 765 | |
Субсидии бюджетам городских округов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований | 457 | |
Прочие субсидии бюджетам городских округов | 308 | |
в том числе: | ||
Субсидии на софинансирование расходов по сопровождению программного обеспечения, используемого финансовыми органами при организации исполнения местных бюджетов | 308 | |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 416 526 | 133980 |
Субвенции
бюджетам городских округов на составление
(изменение и дополнение) списков
кандидатов в присяжные заседатели
федеральных судов общей |
236 |
|
Субвенции бюджетам городских округов на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи | 15 498 |
26811 |
Субвенции бюджетам городских округов на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей , лишенных родительского попечения, в семью | 1 315 |
|
Субвенции бюджетам городских округов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство | 14 319 |
19583 |
Субвенции бюджетам городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения | 11 036 |
22603 |
Субвенции бюджетам городских округов на компенсацию части родительской платы на содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования | 14750 | |
Субвенции бюджетам городских округов на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю | 27 281 | 23333 |
Прочие субвенции бюджетам городских округов | 346 841 | 26900 |
в том числе: | ||
на финансовое обеспечение полномочий по организации деятельности административных комиссий | 1 223 | 1372 |
на реализацию Закона Амурской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" | 1 119 | 1367 |
на реализацию Закона Амурской области "О наделении органов местного самоуправления Амурской области государственными полномочиями в сфере охраны труда" | 350 | 424 |
на
реализацию Закона Амурской области "О
финансовом обеспечении государственных
гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного,
общего образования в |
324 421 | |
на предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий | 18107 | |
на реализацию Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | 212 | 510 |
на реализацию Закона Амурской области "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" | 1 527 | 868 |
на реализацию Закона Амурской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий | 14 351 | |
на
обеспечение государственных |
3 638 | 4252 |
Иные межбюджетные трансферты | 385093 | |
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов | 385093 | |
в том числе: | ||
на обеспечение расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях | 385093 | |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 2 203 143 | 2576274 |