Изменения в бюджетной системе в период царствования Николая II (1894-1917)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование бюджетной системы в период царствования Николая II и реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение внутренней политики Николая II в бюджетной сфере;
- анализ реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, затрагивающих изменения в бюджетной системе;
- определение причин неудач реформ П.А.Столыпина в области внутренней политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ОБЗОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ II……………………………………………………………………………..5
2 РЕФОРМЫ С.Ю.ВИТТЕ …………………………………………….……………..11
2.1 Финансовая реформа …………………………..………..…………………………..11
2.2 Денежная реформа 1895—1897 годов ………………………..………………..…..14
3 РЕФОРМЫ П.А.СТОЛЫПИНА ……………………….…………………….…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Работа содержит 1 файл

ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ II.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

     1. Десятирублевая золотая монета  новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

     2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

     3. Государственные кредитные билеты  имели силу законного средства  платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

     4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась  Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

     5. Все обязательства по правительственным  и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.[1]

     Основные  положения проекта уже в марте  были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".[1]

     Первый  закон "О чеканке и выпуске  в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания - 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

     Денежная  реформа сыграла огромную роль в  экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".[5]

     В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось".[1] Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

     Важным  условием успеха реформы явилось  привлечение к работе над ней  ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты, включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности.

     Спорным является вопрос о привлечении в  страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

     Однако  при Витте Россия хотя и увеличила  свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.[1]

     Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны. Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов.

     Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.

     Против  денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом. Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.

     Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов  денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться  с общей оценкой, высказанной  в свое время Д. Лутохиным: "Охранение  золотого обращения связано с  возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты".[1]

     Денежная  реформа проводилась в несколько  этапов. Механизм ее был следующим: в 1895 г. были разрешены сделки с золотом, при этом для полуимпериала (пятирублевой золотой монеты) была установлена цена в 7,5 руб., для империала (десятирублевой золотой монеты) — 15 руб. Затем последовал Закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» от 3 января 1897 г. В соответствии с ним предусматривалась чеканка золотых монет с прежним содержанием золота, но при курсе империала в 15 руб., полуимпериала — 7,5 руб., т.е. произошла девальвация рубля на 1/3. Одновременно вводился свободный обмен кредитных билетов на золото. «Государственной российской монетной единицей» был золотой рубль (17,424 доли чистого золота). Серебряная монета была превращена во вспомогательную денежную единицу.

     В конце XIX в. иностранные капиталы широким потоком хлынули в Россию. Они (за период 1881 - 1897 гг. — 1 млрд. золотых рублей) явились важным источником золотой наличности Государственного банка Российской империи и «устойчивости» золотой валюты. В качестве министра финансов Витте содействовал капиталистической индустриализации России, железнодорожному строительству, в частности, созданию Сибирской магистрали, установил выгодный для русской промышленности тариф. Министр поощрял новейшие для того времени методы финансово-экономической экспансии (железнодорожные концессии, займы, финансовый капитал). Одновременно он разработал программу проникновения России в Китай, экономической экспансии на юг от Великой Китайской стены. Эту программу, несмотря на огромные вложения российского капитала в Дальний Восток, реализовать не удалось. В 1894 г. Витте ввел казенную винную монополию, ставшую одним из главных источников государственного бюджета.[22]

     В результате экономических реформ, проведенных  С.Ю. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2—3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 РЕФОРМЫ П.А.СТОЛЫПИНА

          

     Петр  Аркадьевич Столыпин по своему рождению и воспитанию всю жизнь был  близок к крестьянству. Он прекрасно  знал его нужды и был уверен что лишь превращение крестьянина в собственника его земли создаст из них крепкую опору государству. Окончив Физико-Математический Факультет Петербургского Университета, он начал службу в Министерстве Земледелия и Министерстве Внутренних Дел.

     Затем был уездным и губернским предводителем  дворянства Ковенской губернии, а  позже Гродненским и Саратовским  губернатором. В смутный 1905-ый год  в Саратовской губернии были сильные  крестьянские волнения. Как губернатор Столыпин показал себя мудрым и бесстрашным администратором. Зачастую, он появлялся один без охраны в волновавшихся селах и силой своего убеждения успокаивал крестьян. Таким образом без военной силы он сохранял мир и порядок в своей губернии. Слухи о его успехах докатились до Петербурга, и Государь обратил на него внимание. На его назначение, по-видимому, также повлиял посланный им Царю доклад по крестьянскому вопросу.

     C 1905 г. важным элементом торгово-промышленной  политики царского правительства  становятся отказ от приоритетности  промышленного развития страны и усиление внимания к аграрному сектору экономики. Этот период российской истории связан с новой попыткой осуществления экономических реформ, главным идеологом которых был Петр Аркадьевич Столыпин. 

     Деятельность  Столыпина началась в качественно новых для России политических условиях, созданных революцией 1905 г. Впервые в своей истории самодержавие вынуждено было сосуществовать с представительной Государственной думой, которая к тому же оказалась радикальной. Так, депутаты 1-й думы от крестьян, составившие внушительную фракцию трудовиков (97 мест из 500), выдвинули для обсуждения аграрный проект, в основе которого было требование конфискации помещичьих земель и национализации всей земли, что подорвало бы основы российского самодержавия.

     Начало  аграрной реформе, вдохновителем и  разработчиком которой был Столыпин, было дано указом от 9 ноября 1906 г. После  очень сложного обсуждения в Государственной  думе и Государственном совете указ 14 июня 1910 г. был утвержден царем  как закон. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г.

     Уже одна только длительность прохождения  закона свидетельствует о том, что  все — и правительство, и общество — понимали социально-политические последствия разных вариантов решения  аграрного вопроса.

Информация о работе Изменения в бюджетной системе в период царствования Николая II (1894-1917)