Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа
Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33
Институциональной формой процесса формирования государственного долга является государственный кредит, когда в качестве заемщиков и должников на договорной основе выступают государства. Накопленный на определенную дату объем заимствований с учетом погашения и начисления процентов по каждому конкретному займу формирует государственный долг.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств. В государственный долг включаются обязательства по государственным гарантиям. Государственный долг формируется также на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальный - на уровне органов местного самоуправления.
В состав государственного долга субъекта Федерации включаются:
- задолженность по кредитам, полученным субъектом Федерации;
- задолженность по облигациям, выпущенным от имени субъектов Федерации;
- обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам Федерации.
в бюджетном законодательстве России и в научной литературе содержится классификация государственного и муниципального долга, его группировка по ряду критериев:
1. По типу долговых обязательств:
- в форме
кредитных соглашений и
- в форме займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
- в виде
договоров и соглашений о
- в виде
договоров о предоставлении
- в виде
договоров и соглашений о
2. По срокам заимствования:
краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от года до пяти лет); долгосрочные (от пяти до 30 лет).
В Российской Федерации в настоящее время используются облигации федерального займа (ОФЗ), срочность обязательств по которым в годах составляет 2,2 года.
3. По местонахождению кредитора и валюте номинирования:
внутренний; внешний (перед международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств (большинство из них представлены в Парижском клубе кредиторов) и зарубежными юридическими лицами, в том числе представленными в Лондонском клубе кредиторов. Еще недавно Россия была чистым дебитором, поэтому в конце 2005 г. высказывалось мнение о целесообразности учреждения (организации) Петербургского клуба дебиторов для выработки согласованной политики по управлению внешними активами.
4. По форме выплаты доходов по долгам:
процентные; выигрышные; смешанные; целевые.
В российской практике используются все эти формы.
5. По методам размещения:
добровольные; принудительные; рыночные; нерыночные.
в современных условиях осуществлен переход от нерыночных форм размещения и движения долговых обязательств к рыночной форме - с правом продажи ценных бумаг на рынке по цене с учетом рыночной конъюнктуры.
6. По видам оформления обязательств:
- облигационные займы. В российской практике эмиссии облигаций с середины 90-х годов прошлого века используются облигационные займы;
- безоблигационные займы (жилищные сертификаты и т.п.).
7. По эмитентам ценных бумаг:
- выпускаемые Правительством РФ;
- выпускаемые правительствами субъектов РФ;
- выпускаемые
органами местного
В соответствии
с действующим
Представленная выше классификация государственного (муниципального) долга имеет существенное значение при определении долговой стратегии государства.
Статьями 97-128 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен порядок управления государственным долгом, включающий совокупность мер, связанных:
с регулированием его объема и структуры; определением условий новых заимствований и изменением ранее выпущенных займов; регулированием рынка заимствований; определением условий погашения и обслуживания государственного долга; определением условий предоставления государственных гарантий; контролем за целевым использованием средств и с учетом объема, состава и структуры долговых обязательств, перспективы их погашения и уплаты процентов по ним, а также с учетом объема, состава и структуры и изменения в динамике внешних требований государства.
Агентом правительства по операциям, связанным с внешним долгом, является Внешэкономбанк, агентом по операциям, связанным с управлением внутренним долгом, - Центральный банк РФ.
Статьей 102 Бюджетного кодекса РФ установлено, что каждый орган управления долгом соответствующего уровня не несет ответственности по долгам органов власти других уровней.
В бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ ежегодно предусматриваются объемы расходов по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга соответствующего уровня, в связи с чем определяются и так называемые процентные расходы, связанные с уплатой процентов по долгам. Управление процентными расходами бюджетов является одним из важнейших направлений деятельности государства, связанных с управлением внешним долгом, поскольку от уровня и доли в общей сумме расходов бюджета процентных расходов зависит доля непроцентных расходов, которые реально определяют финансирование бюджетной сферы. Кризисное состояние экономики и рост долгового бремени, как правило, сопровождаются и ростом бремени процентных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Основными методами управления государственным (муниципальным) долгом являются: реструктуризация; рефинансирование; пролонгация;
конверсия; консолидация.
В ст. 105 Бюджетного кодекса РФ реструктуризация определяется как основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их новыми, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация возможна с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Приведем пример реструктуризации. После дефолта 1998 г. в процессе реструктуризации ГКО и ОФЗ долг по этим обязательствам был поделен на три части:
1) 10% - несколькими траншами, погашаемыми исключительно рублями;
2) 20% - обмен на бюджетные ценные бумаги с погашением через три года;
3) 70% - обмен
на новые облигации с
Рефинансирование долга предполагает осуществление заимствования с целью использования полученных средств для погашения задолженности по ранее произведенным заимствованиям.
Пролонгация долга - основанная на соглашении отсрочка исполнения долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг.
Конверсия долга предполагает обмен долговых обязательств на акции, облигации, товары, финансовые активы и проч., которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т. е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.
Консолидация долга - переоформление задолженности посредством объединения различных долговых обязательств,
Управление государственным внутренним (внешним) долгом предполагает жесткий контроль на федеральном уровне за соблюдением лимитов и ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ, представление о которых дает приложение 8. Управление государственным долгом следует рассматривать как единый взаимосвязанный процесс определения форм и сроков заимствования, эмиссии и размещения долговых обязательств, заключения договоров и соглашений, получения государственных займов и оформления обязательств по ним, погашения и обслуживания долга.
Управление государственным долгом включает управление:
новыми
заимствованиями; долгом в форме
изменения ранее накопленных
заимствований; предоставлением
Проект
бюджета составляется на основе прогноза
социально – экономического развития
в целях финансового
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на период не менее трех лет, а для поселений может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
Кроме того действие бюджетной системы РФ основано на ряде принципов:
- Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и т.д.