Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по бюджету.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Второй  уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Третий  уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие  муниципального сектора экономики  является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач - повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.

Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования невключаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

  • на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;
  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством РФ о социальном обеспечении.

К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды считаются внебюджетными только в том смысле, что функционируют самостоятельно, вне федерального бюджета и вне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Как звено бюджетной системы России внебюджетные государственные фонды могут получать и получают средства из федерального бюджета. Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 г. были выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд РФ - 1005,9; Фонд социального страхования РФ - 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - 38,49.

Всего названным трем фондам из федерального бюджета передано в 2007г.  1064, 7 млрд. руб.

Основные  черты государственных внебюджетных фондов приведены ниже.

  1. Они образуются вне федерального бюджета.
  2. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

3. Расходование  средств государственных внебюджетных  фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательными и иными актами РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность.

4. Средства  государственных внебюджетных фондов  находятся в федеральной собственности  и управляются органами государственной власти РФ.

5. Сбор  и контроль за поступлениями  обязательных платежей в государственные  внебюджетные фонды осуществляются  тем же органом исполнительной  власти, на который Возложены  функции сбора налогов в федеральный  бюджет.

 Бюджеты  государственных внебюджетных фондов  имеют закрепленные за ними доходы: соответствующая часть единого социального налога, часть налогов, поступающих в результате применения упрощенной системы налогообложения, а также поступления из федерального и местных бюджетов. Например, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на страхование неработающего населения из местных бюджетов. Как отмечалось выше, все внебюджетные государственные фонды могут получать дотации из федерального бюджета и получать доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях.

Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:

- стабильность  доходов от реального сектора  экономики; 

- пропорциональность  роста доходов и расходов;

- динамика  доли текущих и капитальных  расходов в структуре расходов  бюджета; 

- соотношение  процентных и непроцентных расходов  в бюджете; 

- наличие  сфер (отраслей), финансирование которых  улучшается или ухудшается;

- доля  расходов бюджета на финансирование  реального сектора экономики. При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.  

Глава 2

Анализ  государственного бюджета  в период с 2007 по 2010 годы.

Прогноз доходов  федерального бюджета (в числителе  млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 
 
 

Показатели  2006 г. 

(оценка)

2007 г.  2008 г.  2009 г. 
Всего доходов  6159,1/100,0 6965,3/100,0 6905,6/100,0 7464,0/100,0
Налог на прибыль организаций  444,4/7,2 571,0/8,2 539,0/7,8 560,2/7,5
ЕСН 310,4/5,0 368,8/5,3 422,1/6,1 475,5/6,4
НДС 1534,5/24,9 2071,8/29,7 2346,8/34,0 3019,4/40,5
Акцизы  107,5/1,7 126,7/1,8 140,1/2,0 155,8/2,1
Налог на добычу полезных ископаемых 1127,7 /18,3 1037,7/14,9 905,4/13,1 806,1/10,8
Внешние таможенные пошлины  1935,9/31,4 1998,8/28,7 1681,8/24,4 1494,1/20,0
Ввозные таможенные пошлины  325,6/5,3 395,3/5,7 475,7 /6,9 559,1/7,5
Прочие  доходы 373,1/6,1 395,1/5,7 394,6/5,7 393,7/5,3
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.114. 

Таблица 2

 Добыча и  экспорт нефти в 2000-2009 гг. (прогнозные данные)  
 
 

Показа-

тели 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007* 2008* 2009*
Добыча 

нефти,

млн. т.

324 348 380 421 459 470 482 492 500 507
Темп 

роста, %

106,2 107,4 109,2 110,8 109,0 102,4 102,6 102,1 101,6 101,4
Экспорт

нефти,

млн. т.

145 162 188 228 258 252 255 264 270 274
Темп  рос-

та, %

107,4 111,7 116,0 121,3 113,0 97,7 101,2 103,5 102,3 101,5
 
 
 
 
 
---
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.114-115 

    Таблица  3 

      Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы

 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Расходы, всего 
Млрд  рублей
    5463,9
6500,3 7361,9 7998,7
% к расходам всего
    100,0
100,0 100,0 100,0
Темп  роста, % к 2007
    100,0
119,0 134,7 146,4
Общегосударственные вопросы 
Млрд  рублей
    808,2
896,4 974,3 1032,4
% к расходам всего
    15,0
13,8 13,2 12,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
110,9 120,6 127,7
Национальная  оборона 
Млрд  рублей
    822,0
957,9 1057,8 1191,2
% к расходам всего
    15,0
14,7 14,4 14,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,5 128,7 144,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность
Млрд  рублей
    662,9
769,1 923,7 1000,4
% к расходам всего
    12,1
11,8 12,5 12,5
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 139,3 150,9
Национальная  экономика 
Млрд  рублей
    497,2
672,8 753,5 508,5
% к расходам всего
    9,1
10,4 10,2 6,4
Темп  роста, % к 2007
    100,0
135,3 151,5 102,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 
Млрд  рублей
    53,0
56,5 79,2 71,0
% к расходам всего
    1,0
0,9 1,1 0,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
106,6 149,4 134,0
Охрана  окружающей среды 
Млрд  рублей
    8,1
9,4 10,3 11,0
% к расходам всего
    0,2
0,1 0,1 0,1
 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 127,2 135,8
Образование
Млрд  рублей
    277,9
310,0 312,3 341,2
% к расходам всего
    5,1
4,8 4,2 4,3
Темп  роста, % к 2007
    100,0
111,6 112,4 122,8

Информация о работе Государственный бюджет