Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа
Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Одна из важнейших задач - повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется около 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.
Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования невключаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:
К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды считаются внебюджетными только в том смысле, что функционируют самостоятельно, вне федерального бюджета и вне консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Как звено бюджетной системы России внебюджетные государственные фонды могут получать и получают средства из федерального бюджета. Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 г. были выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд РФ - 1005,9; Фонд социального страхования РФ - 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - 38,49.
Всего названным трем фондам из федерального бюджета передано в 2007г. 1064, 7 млрд. руб.
Основные
черты государственных
3. Расходование
средств государственных
4. Средства
государственных внебюджетных
5. Сбор
и контроль за поступлениями
обязательных платежей в
Бюджеты
государственных внебюджетных
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
- стабильность доходов от реального сектора экономики;
- пропорциональность роста доходов и расходов;
- динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
- соотношение
процентных и непроцентных
- наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
- доля
расходов бюджета на
Глава 2
Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы.
Прогноз доходов
федерального бюджета (в числителе
млрд. руб., в знаменателе - % доходов)
Показатели | 2006 г.
(оценка) |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Всего доходов | 6159,1/100,0 | 6965,3/100,0 | 6905,6/100,0 | 7464,0/100,0 |
Налог на прибыль организаций | 444,4/7,2 | 571,0/8,2 | 539,0/7,8 | 560,2/7,5 |
ЕСН | 310,4/5,0 | 368,8/5,3 | 422,1/6,1 | 475,5/6,4 |
НДС | 1534,5/24,9 | 2071,8/29,7 | 2346,8/34,0 | 3019,4/40,5 |
Акцизы | 107,5/1,7 | 126,7/1,8 | 140,1/2,0 | 155,8/2,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1127,7 /18,3 | 1037,7/14,9 | 905,4/13,1 | 806,1/10,8 |
Внешние таможенные пошлины | 1935,9/31,4 | 1998,8/28,7 | 1681,8/24,4 | 1494,1/20,0 |
Ввозные таможенные пошлины | 325,6/5,3 | 395,3/5,7 | 475,7 /6,9 | 559,1/7,5 |
Прочие доходы | 373,1/6,1 | 395,1/5,7 | 394,6/5,7 | 393,7/5,3 |
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З.
Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова.
– М.: Магистр, 2007. С.114.
Таблица 2
Добыча и
экспорт нефти в 2000-2009 гг. (прогнозные
данные)
Показа-
тели |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007* | 2008* | 2009* |
Добыча
нефти, млн. т. |
324 | 348 | 380 | 421 | 459 | 470 | 482 | 492 | 500 | 507 |
Темп
роста, % |
106,2 | 107,4 | 109,2 | 110,8 | 109,0 | 102,4 | 102,6 | 102,1 | 101,6 | 101,4 |
Экспорт
нефти, млн. т. |
145 | 162 | 188 | 228 | 258 | 252 | 255 | 264 | 270 | 274 |
Темп
рос-
та, % |
107,4 | 111,7 | 116,0 | 121,3 | 113,0 | 97,7 | 101,2 | 103,5 | 102,3 | 101,5 |
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З.
Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова.
– М.: Магистр, 2007. С.114-115
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы
|
2008 | Проект бюджета | ||||||
|
(закон) | 2009 | 2010 | |||||
Расходы, всего | ||||||||
Млрд рублей |
|
6500,3 | 7361,9 | 7998,7 | ||||
% к расходам всего |
|
100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
119,0 | 134,7 | 146,4 | ||||
Общегосударственные вопросы | ||||||||
Млрд рублей |
|
896,4 | 974,3 | 1032,4 | ||||
% к расходам всего |
|
13,8 | 13,2 | 12,9 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
110,9 | 120,6 | 127,7 | ||||
Национальная оборона | ||||||||
Млрд рублей |
|
957,9 | 1057,8 | 1191,2 | ||||
% к расходам всего |
|
14,7 | 14,4 | 14,9 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
116,5 | 128,7 | 144,9 | ||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | ||||||||
Млрд рублей |
|
769,1 | 923,7 | 1000,4 | ||||
% к расходам всего |
|
11,8 | 12,5 | 12,5 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
116,0 | 139,3 | 150,9 | ||||
Национальная экономика | ||||||||
Млрд рублей |
|
672,8 | 753,5 | 508,5 | ||||
% к расходам всего |
|
10,4 | 10,2 | 6,4 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
135,3 | 151,5 | 102,3 | ||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||||||
Млрд рублей |
|
56,5 | 79,2 | 71,0 | ||||
% к расходам всего |
|
0,9 | 1,1 | 0,9 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
106,6 | 149,4 | 134,0 | ||||
Охрана окружающей среды | ||||||||
Млрд рублей |
|
9,4 | 10,3 | 11,0 | ||||
% к расходам всего |
|
0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||
|
2008 | Проект бюджета | ||||||
|
(закон) | 2009 | 2010 | |||||
Темп роста, % к 2007 |
|
116,0 | 127,2 | 135,8 | ||||
Образование | ||||||||
Млрд рублей |
|
310,0 | 312,3 | 341,2 | ||||
% к расходам всего |
|
4,8 | 4,2 | 4,3 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
111,6 | 112,4 | 122,8 |