Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по бюджету.docx

— 72.80 Кб (Скачать)
 

Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы

 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Кульryра, кинематография и  средства массовой информации
Млрд  рублей
    67,8
78,1 66,9 64,4
% к расходам всего
    1,2
1,2 0,9 0,8
Темп  роста, % к 2007
    100,0
115,2 98,7 95,0
Здравоохранение и спорт 
Млрд  рублей
    206,4
211,8 229,2 269,4
% к расходам всего
    3,8
3,3 3,1 3,4
Темп  роста, % к 2007
    100,0
102,6 111,0 130,5
Социальная  политика
Млрд  рублей
    215,6
275,1 340,0 375,2
% к расходам всего
    3,9
4,2 4,6 4,7
Темп  роста, % к 2007
    100,0
127,6 157,7 174.0
Межбюджетные  трансферты бюджетам других уровней   
Млрд  рублей
    784,0
937,0 926,3 888,1
% к расходам всего
    14,3
14,4 12,6 11,1
Темп  роста, % к 2007
    100,0
119,5 118,2 113,3
Межбюджетные  трансферты государственным  внебюджетным фондам
Млрд  рублей
    1060,4
1326,2 1504,6 1846,1
% к расходам всего
    19,4
20,4 20,4 23,1
Темп  роста, % к 2007
    100,0
125,1 141,9 174,1
Условно утвержденные расходы 
Млрд  рублей     184,0 399,9
% к расходам всего     2,5 2,5
 

Сегодня в проекте федерального бюджета  на 2009-2010 годы прослеживается определенная тенденция к увеличению субсидирования вышеизложенных статей расходов.   

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.386-387. 
 
 
 
 

      Таблица 4

      Сбалансированность  сводного бюджета муниципального сектора  экономики Российской Федерации  в 2000-2004 гг., млн. руб.

    Показатели 
2000 г.  2001 г.  2002 г.  2003 г.  2004 г. 
1. Доходы, всего  442602,4 561243,1 706118,2 706107,0 777 023,1
В том числе:

Собственные доходы

322718,0 370401,8 418754,2 513295,8 461074,8
В том числе налоговые доходы и  сборы  303158,6 342020,7 377794,3 399924,5 415727,1
из  них: местные налоги и сборы  58765,5 22017,3 8992,1 9670,2 7602,7
отчисления  из бюджета субъекта РФ 116601,3 183973,3 281720,3 256897,9 313272,5
2. Расходы, всего  460450,8 575320,8 724366,6 739710,9 818481,6
В том числе:

на жилищно-коммунальное хозяйство 

127855,0 136770,0 141235,1 132100,7 146026,4
на  образование  123831,4 159267,0 234687,9 252366,8 281563,6
на  здравоохранение  70476,7 83736,9 112363,7 122438,0 136795,4
на  социальную политику 21082,3 39818,1 55563,3 59568,3 66637,2
на  обслуживание государственного

и муниципального

долга

1640,0 1847,6 2420,4 3990,0 4447,0
на  функционирование органов местного самоуправления 27 427,5 36552,1 47 733,6 53965,8 59952,1
на  развитие рыночной инфраструктуры

(малый бизнес  и предпринимательст

во)

446,2 351,7 397,3 337,6 436,2
на  дорожное хозяйство  1616,0 2335,8 3708,6 2911,4 3216,7
3. Дефицит  17848,4 14077,7 18248,5 33603,8 41458,5

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.42 

Таблица 7

Объем погашения  и обслуживания государственного внешнего долга в 2001-2005 гг., млрд долл.

    в том числе
Годы Всего    
    основной  долг проценты
2001 14,7 8,4 6,3
2002 13,1 7,0 6,1
2003 17,3 10,9 6,4
2004 16,1 9,0 7,1
2005 17,0 10,0 7,0
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.166

Приложение 8

Ограничения установленные по использованию государственного долга Бюджетным кодексом РФ.

Ст., БК Вид ограничений Ограничения
92 Размер дефицита федерального

бюджета

Не более  размера нефтегазового 

дефицита федерального бюджета 

Размер  дефицита бюджетов субъектов Федерации  Не более 15% собственных  доходов -

без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений 

  Размер дефицита бюджетов муниципальных образований  Не более 10% собственных  доходов -

без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений 

99, 100 Максимальный  срок погашения 

государственного  долга РФ или 

субъекта РФ

Не более 30 лет 
Срок  погашения долга 

муниципальных образований 

Не более 10 лет 
107 Предельный  объем государственного долга РФ Не должен превышать  утвержденный

объем доходов  бюджета без учета безвозмездных  поступлений 

Предельный  объем внешних заимствований  РФ Не более  годового объема по обслуживанию и  погашению внешнего долга, допускается  превышение в случае реструктуризации долга и сокращения расходов на его  обслуживание

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие 

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.199 
 
 

Глава 3

Бюджетный дефицит. Государственный  долг, способы их регулирования. Особенности  бюджетной системы  России.

Сбалансированность  бюджетов всех уровней – основной принцип функционирования бюджетной системы России. Практически этот принцип реализуется по-разному. Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

1. Доходы  равны расходам. Если в процессе  исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают по объему, вносятся изменения в закон о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра (пропорционального сокращения расходов). Норма о секвестре ныне в Бюджетном кодексе РФ не содержится.

2. Расходы  сознательно устанавливаются ниже  доходов, формируется профицит  (профицит бюджета – превышение доходов бюджета над расходами, начиная с 2000 г. федеральный бюджет России - профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб. После 2007 г. профицит бюджета сокращается в результате выведения за пределы доходов бюджета доходов от экспорта нефти и газа.

3. Расходы  превышают доходы, образуется дефицит  бюджета (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами), для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, значительный объем дефицита характерен для бюджетов в кризисных ситуациях. Усиление дефицитности бюджета, как правило, связано с ухудшением состояния экономики, снижением рентабельности производства. Так было в 90-е годы, когда разрыв хозяйственных связей между предприятиями республик СССР привел к резкому спаду производства, снижению доходов бюджета. Постепенно ситуация изменилась, благоприятно сказал ась внешнеэкономическая конъюнктура (рост мировых цен на энергоресурсы). Однако в странах бывшей мировой системы социализма, не имеющих возможности экспорта энергоресурсов, дефицит бюджета остается перманентно растущим. К числу таких стран относится, например, Венгрия. Дефицит ее бюджета составляет 64% ВВП. Сказалось и растущее бремя финансовых обязательств перед НАТО. В частности, стоимость перевооружения армии по образцам НАТО на период с 2005 по 2012 г. составляет 21 млрд. форинтов. Долг страны возрос до 12 трлн. форинтов (что составляет 60 млрд. долл., В том числе внутренний долг - 31,5, внешний - 28, 5 млрд. долл.). Проводятся чрезвычайные меры по снижению государственных расходов: вместо 19 областей образованы 5 региональных администраций с сокращением занятых в государственном аппарате, а также численности муниципальных депутатов. При средней продолжительности жизни 66 лет пенсионный возраст для мужчин повышен до 65 лет, для женщин - до 60-62 лет.

Умеренный дефицит бюджета создает условия  использования источников его покрытия для создания новых рабочих мест, решения социальных проблем. Но чрезмерный дефицит как результат финансирования расходов (не по средствам), чреват увеличением  долговой нагрузки на экономику.

В зависимости  от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит связан с политикой увеличения расходов и снижения налогов и считается способом повышения хозяйственной активности. В Российской Федерации на «старте», административной реформы в 2004 г., предполагающей развитие финансовой базы местных бюджетов, реальностью был растущий дефицит муниципальных бюджетов (приложение 6). Очевидно, что собственные доходы бюджетов муниципальных образований недостаточны для финансирования расходов. Сегодня около 40% расходов муниципальных бюджетов не покрываются их собственными доходами. Но и после финансирования из бюджетов субъектов Федерации они остаются дефицитными. Основная причина - закрепление за бюджетами муниципальных образований налогов, которые часто некому платить. Например, не приносящим дохода в бюджет является налог на землю. В настоящее время явным стал переход к четвертому варианту сбалансированности, когда при профицитном бюджете используются практически все источники покрытия дефицита бюджета.

Одной из задач бюджетной политики является сокращение процентных и увеличение непроцентных расходов. Это делается на основе регулирования и относительного сокращения внутренних и внешних  заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым объем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой. Погашение и обслуживание государственного внешнего долга в 2004-2005 гг. представлено данными приложения 7. В 2005 г. досрочное погашение кредиторам Парижского клуба российского долга составило 15 млрд. долл., в 2006 г. 21 августа российский долг кредиторам Парижского клуба был в полном объеме погашен досрочно. Именно поэтому верхний предел внешнего государственного долга на конец 2007 г. был установлен на уровне 46 млрд. долл. В предыдущем году он устанавливался на уровне 79 млрд. долл. В настоящее время в Бюджетном кодексе РФ нет ограничений по формированию профицита, в связи с чем его величина ежегодно возрастает. Объем накопленного профицита в виде Стабилизационного фонда на конец 2006 г. был предусмотрен в размере 2,24 трлн. руб. и возрастал опережающими темпами. В то же время в Бюджетном кодексе РФ остаются ограничения по объему дефицита бюджетов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем расходов бюджетов по инвестициям и обслуживанию государственного долга. Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации не может превышать 15% от объема собственных доходов; соответственно на муниципальном уровне - не более 10%.

Информация о работе Государственный бюджет