Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа
Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33
Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы
|
2008 | Проект бюджета | ||||||
|
(закон) | 2009 | 2010 | |||||
Кульryра, кинематография и средства массовой информации | ||||||||
Млрд рублей |
|
78,1 | 66,9 | 64,4 | ||||
% к расходам всего |
|
1,2 | 0,9 | 0,8 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
115,2 | 98,7 | 95,0 | ||||
Здравоохранение и спорт | ||||||||
Млрд рублей |
|
211,8 | 229,2 | 269,4 | ||||
% к расходам всего |
|
3,3 | 3,1 | 3,4 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
102,6 | 111,0 | 130,5 | ||||
Социальная политика | ||||||||
Млрд рублей |
|
275,1 | 340,0 | 375,2 | ||||
% к расходам всего |
|
4,2 | 4,6 | 4,7 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
127,6 | 157,7 | 174.0 | ||||
Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней | ||||||||
Млрд рублей |
|
937,0 | 926,3 | 888,1 | ||||
% к расходам всего |
|
14,4 | 12,6 | 11,1 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
119,5 | 118,2 | 113,3 | ||||
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам | ||||||||
Млрд рублей |
|
1326,2 | 1504,6 | 1846,1 | ||||
% к расходам всего |
|
20,4 | 20,4 | 23,1 | ||||
Темп роста, % к 2007 |
|
125,1 | 141,9 | 174,1 | ||||
Условно утвержденные расходы | ||||||||
Млрд рублей | 184,0 | 399,9 | ||||||
% к расходам всего | 2,5 | 2,5 |
Сегодня
в проекте федерального бюджета
на 2009-2010 годы прослеживается определенная
тенденция к увеличению субсидирования
вышеизложенных статей расходов.
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З.
Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова.
– М.: Магистр, 2007. С.386-387.
Таблица 4
Сбалансированность сводного бюджета муниципального сектора экономики Российской Федерации в 2000-2004 гг., млн. руб.
|
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
1. Доходы, всего | 442602,4 | 561243,1 | 706118,2 | 706107,0 | 777 023,1 |
В
том числе:
Собственные доходы |
322718,0 | 370401,8 | 418754,2 | 513295,8 | 461074,8 |
В том числе налоговые доходы и сборы | 303158,6 | 342020,7 | 377794,3 | 399924,5 | 415727,1 |
из них: местные налоги и сборы | 58765,5 | 22017,3 | 8992,1 | 9670,2 | 7602,7 |
отчисления из бюджета субъекта РФ | 116601,3 | 183973,3 | 281720,3 | 256897,9 | 313272,5 |
2. Расходы, всего | 460450,8 | 575320,8 | 724366,6 | 739710,9 | 818481,6 |
В
том числе:
на жилищно-коммунальное хозяйство |
127855,0 | 136770,0 | 141235,1 | 132100,7 | 146026,4 |
на образование | 123831,4 | 159267,0 | 234687,9 | 252366,8 | 281563,6 |
на здравоохранение | 70476,7 | 83736,9 | 112363,7 | 122438,0 | 136795,4 |
на социальную политику | 21082,3 | 39818,1 | 55563,3 | 59568,3 | 66637,2 |
на
обслуживание государственного
и муниципального долга |
1640,0 | 1847,6 | 2420,4 | 3990,0 | 4447,0 |
на функционирование органов местного самоуправления | 27 427,5 | 36552,1 | 47 733,6 | 53965,8 | 59952,1 |
на
развитие рыночной инфраструктуры
(малый бизнес и предпринимательст во) |
446,2 | 351,7 | 397,3 | 337,6 | 436,2 |
на дорожное хозяйство | 1616,0 | 2335,8 | 3708,6 | 2911,4 | 3216,7 |
3. Дефицит | 17848,4 | 14077,7 | 18248,5 | 33603,8 | 41458,5 |
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З.
Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова.
– М.: Магистр, 2007. С.42
Таблица 7
Объем погашения и обслуживания государственного внешнего долга в 2001-2005 гг., млрд долл.
|
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.166
Приложение 8
Ограничения установленные по использованию государственного долга Бюджетным кодексом РФ.
Ст., БК | Вид ограничений | Ограничения |
92 | Размер дефицита
федерального
бюджета |
Не более
размера нефтегазового
дефицита федерального бюджета |
Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации | Не более 15% собственных
доходов -
без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений | |
Размер дефицита бюджетов муниципальных образований | Не более 10% собственных
доходов -
без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений | |
99, 100 | Максимальный
срок погашения
государственного долга РФ или субъекта РФ |
Не более 30 лет |
Срок
погашения долга
муниципальных образований |
Не более 10 лет | |
107 | Предельный объем государственного долга РФ | Не должен превышать
утвержденный
объем доходов
бюджета без учета |
Предельный объем внешних заимствований РФ | Не более годового объема по обслуживанию и погашению внешнего долга, допускается превышение в случае реструктуризации долга и сокращения расходов на его обслуживание |
источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие
/ А.З.
Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова.
– М.: Магистр, 2007. С.199
Глава 3
Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их регулирования. Особенности бюджетной системы России.
Сбалансированность бюджетов всех уровней – основной принцип функционирования бюджетной системы России. Практически этот принцип реализуется по-разному. Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:
1. Доходы равны расходам. Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают по объему, вносятся изменения в закон о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра (пропорционального сокращения расходов). Норма о секвестре ныне в Бюджетном кодексе РФ не содержится.
2. Расходы
сознательно устанавливаются
3. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами), для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, значительный объем дефицита характерен для бюджетов в кризисных ситуациях. Усиление дефицитности бюджета, как правило, связано с ухудшением состояния экономики, снижением рентабельности производства. Так было в 90-е годы, когда разрыв хозяйственных связей между предприятиями республик СССР привел к резкому спаду производства, снижению доходов бюджета. Постепенно ситуация изменилась, благоприятно сказал ась внешнеэкономическая конъюнктура (рост мировых цен на энергоресурсы). Однако в странах бывшей мировой системы социализма, не имеющих возможности экспорта энергоресурсов, дефицит бюджета остается перманентно растущим. К числу таких стран относится, например, Венгрия. Дефицит ее бюджета составляет 64% ВВП. Сказалось и растущее бремя финансовых обязательств перед НАТО. В частности, стоимость перевооружения армии по образцам НАТО на период с 2005 по 2012 г. составляет 21 млрд. форинтов. Долг страны возрос до 12 трлн. форинтов (что составляет 60 млрд. долл., В том числе внутренний долг - 31,5, внешний - 28, 5 млрд. долл.). Проводятся чрезвычайные меры по снижению государственных расходов: вместо 19 областей образованы 5 региональных администраций с сокращением занятых в государственном аппарате, а также численности муниципальных депутатов. При средней продолжительности жизни 66 лет пенсионный возраст для мужчин повышен до 65 лет, для женщин - до 60-62 лет.
Умеренный
дефицит бюджета создает
В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит связан с политикой увеличения расходов и снижения налогов и считается способом повышения хозяйственной активности. В Российской Федерации на «старте», административной реформы в 2004 г., предполагающей развитие финансовой базы местных бюджетов, реальностью был растущий дефицит муниципальных бюджетов (приложение 6). Очевидно, что собственные доходы бюджетов муниципальных образований недостаточны для финансирования расходов. Сегодня около 40% расходов муниципальных бюджетов не покрываются их собственными доходами. Но и после финансирования из бюджетов субъектов Федерации они остаются дефицитными. Основная причина - закрепление за бюджетами муниципальных образований налогов, которые часто некому платить. Например, не приносящим дохода в бюджет является налог на землю. В настоящее время явным стал переход к четвертому варианту сбалансированности, когда при профицитном бюджете используются практически все источники покрытия дефицита бюджета.
Одной из задач бюджетной политики является сокращение процентных и увеличение непроцентных расходов. Это делается на основе регулирования и относительного сокращения внутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым объем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой. Погашение и обслуживание государственного внешнего долга в 2004-2005 гг. представлено данными приложения 7. В 2005 г. досрочное погашение кредиторам Парижского клуба российского долга составило 15 млрд. долл., в 2006 г. 21 августа российский долг кредиторам Парижского клуба был в полном объеме погашен досрочно. Именно поэтому верхний предел внешнего государственного долга на конец 2007 г. был установлен на уровне 46 млрд. долл. В предыдущем году он устанавливался на уровне 79 млрд. долл. В настоящее время в Бюджетном кодексе РФ нет ограничений по формированию профицита, в связи с чем его величина ежегодно возрастает. Объем накопленного профицита в виде Стабилизационного фонда на конец 2006 г. был предусмотрен в размере 2,24 трлн. руб. и возрастал опережающими темпами. В то же время в Бюджетном кодексе РФ остаются ограничения по объему дефицита бюджетов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем расходов бюджетов по инвестициям и обслуживанию государственного долга. Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации не может превышать 15% от объема собственных доходов; соответственно на муниципальном уровне - не более 10%.