Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государственного бюджета в экономике……………................5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………………......7
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии ……………………………………9
2.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ....…………………9
2.2. Составление проектов бюджетов……………………………………....11
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов………………………………12
2.4. Исполнение бюджетов и составление отчетов………………………..13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации ……….......................17
3.1. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….17
3.2 . Направления совершенствования бюджетной политики РФ………….21
Заключение…………………………………………………………………........24
Список использованных источников………………
В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок №1 представлен в приложении)
Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.
Оборот розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в текущем году ожидается рост на 3,8%, в 2012–2014 годах – на уровне 5,3% в год.
Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5 %, в 2011 году ожидается рост на 4,2%, а в 2012–2014 годах – в среднем на 5,4% в год.
Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году (рисунок № 2 представлен в приложении).
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2010 году против 69,5% в 2009 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2010 году (14,1% в 2009 году).
По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.
В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.
В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.
В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,4 %.
Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года.
В январе-апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года ожидается, что его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США.
Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.
Импорт товаров в январе-апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, ожидаемая оценка по итогам года – 308,7 млрд. долл. США, прогноз на 2014 год – 444,6 млрд. долл. США.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита». [5]
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
3.2. Направления совершенствования бюджетной политики РФ
Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующее:
-уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
-уровень выполнения бюджетных обязательств;
-величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
-объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
-величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
-динамику валового внутреннего продукта;
-уровень безработицы;
-степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица № 1):
Таблица 1.
Формирование основных характеристик федерального бюджета
на 2012-2014 годы
млрд. рублей
Показатель | 2011 год (закон)[6] | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
---|---|---|---|---|
Доходы | 10 303,4 | 10 627,8 | 11 687,6 | 12 645,5 |
%% к ВВП | 19,3 | 18,5 | 18,4 | 18,0 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 022,5 | 11 961,9 | 13 156,3 | 14 293,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 20,8 | 20,7 | 20,3 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов | - | 236,4 | 275,6 | - |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 022,5 | 12 198,3 | 13 431,9 | 14 293,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 21,2 | 21,2 | 20,3 |
Дефицит | -719,1 | -1 570,5 | -1 744,3 | -1 648,4 |
%% к ВВП | -1,3 | -2,7 | -2,7 | -2,3 |
Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.
Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2):
Таблица 2
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году | 100,0 | 72,7 | 75,6 | 88,1 | 85,7 | 89,4 | 92,1 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году | 100,0 | 117,3 | 112,9 | 115,5 | 120,6 | 125,8 | 127,5 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году | 100,0 | 117,3 | 112,9 | 115,5 | 118,2 | 123,3 | 127,5 |
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны.
Заключение.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющих резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2008.
3. Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Информация о работе Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах