Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государственного бюджета в экономике……………................5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………………......7
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии ……………………………………9
2.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ....…………………9
2.2. Составление проектов бюджетов……………………………………....11
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов………………………………12
2.4. Исполнение бюджетов и составление отчетов………………………..13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации ……….......................17
3.1. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….17
3.2 . Направления совершенствования бюджетной политики РФ………….21
Заключение…………………………………………………………………........24
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯdoc.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

· составление проектов бюджетов;

· рассмотрение и утверждение бюджетов;

· исполнение бюджетов;

· составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса  является бюджетное регулирование – перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих  бюджетными полномочиями, БК РФ  включает: финансовые органы, органы денежно- кредитного регулирования  (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы  региональных и местных представительств органов).

Участниками  бюджетного процесса   являются:

-Президент РФ;

-органы законодательной власти (представительной);

-органы исполнительной власти (высшие должностные лица  субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

-органы денежно-кредитного регулирования;

-органы государственного и муниципального  финансового контроля;

-государственные внебюджетные фонды;

-главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ  возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия ;

-бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели  бюджетных средств, а  также кредитные организации,  осуществляющие операции   со средствами  бюджетов.

Основные задачи  бюджетного процесса:

-выявление материальных и финансовых резервов государства;

-максимально приближенный  к реальности расчет доходов бюджетов;

-максимально  точный  расчет   расходов бюджетов;

-обеспечение максимальной  сбалансированноси   бюджетов;

-согласование бюджетов  с реализуемой  экономической программой;

-осуществление бюджетного  регулирования  в целях перераспределения  источников доходов  меду бюджетами  разного уровня,  отраслями  хозяйства,  экономическими  регионами и др.

2.2. Составление проектов бюджетов

              Первый этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Составлению бюджетов  предшествует разработка  прогнозов социально – экономического  развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также подготовка  сводных финансовых балансов, на основании  которых органы   исполнительной власти  осуществляют разработку   проектов бюджетов. Составление проектов  бюджетов - исключительная прерогатива   Правительства РФ, соответствующих  органов  исполнительной власти   субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов  бюджетов осуществляет  Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

- бюджетном послании Президента РФ;

-прогнозе социально – экономического  развития  соответствующей  территории  на очередной финансовый год ( ПСЭР );

-основных направлениях  бюджетной и налоговой политики соответствующей  территории  на очередной финансовый год;

-прогнозе сводного  финансового баланса  по соответствующей территории  на очередной финансовый  год;

-плане развития  государственного или муниципального  сектора экономики  соответствующей  территории на очередной финансовый  год.

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза  социально – экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный территориальный план (ПФП), содержащий данные о прогнозных  возможностях  бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных  заимствованию и финансированию  основных расходов бюджета.

В качестве основы  для составления бюджетов  используется баланс  финансовых ресурсов (БФР) – баланс всех доходов  и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований  и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР  составляется на основе отчетов БФР за предыдущий год  и ПЭСР  соответствующей территории.

С 15 июля по 15  августа на основе представленных  федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации  должно утвердить проект закона о федеральном бюджете  для внесения в Государственную Думу.

2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Правительство РФ вносит в Госдуму проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Одновременно документ представляется Президенту РФ. Государственная Дума рассматривает проект в первом чтении в течение 20 дней со дня внесения. Нижняя палата должна одобрить документ в трех чтениях. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.[3]

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в течение 5 дней  со дня его принятия  передается на рассмотрение  Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу  для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой  повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней  закон направляется в согласительную комиссию  и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента  требуется не менее двух трех голосов Федерального Собрания.

В случае не принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не вступления его в силу до 1 января  по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

2.4. Исполнение бюджетов и составление отчетов

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской – первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем – бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения  и исполнение бюджетов, управление счетами  бюджетов и бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению  бюджетных учреждений. Особая роль   определена Федеральному  казначейству  Министерства финансов РФ – именно этот орган обеспечивает соблюдение  принципа единства кассы – зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый  счет бюджета  и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций  через счета казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета  предусмотрено открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства  и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников  финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между  получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

-перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджетов;

-распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-учет доходов бюджета и составление отчетности  о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение  бюджетной росписи ( в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных  обязательств  бюджетополучателями, подтверждение  и выверка  исполнения  денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании  бюджетных средств .

За исполнение доходной части  бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей  в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным ( муниципальным ) имуществом.

Если в процессе  исполнения бюджета  происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет,  вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 –законом (решением), принимаемым  органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе  самостоятельно  произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные, полугодовые  и годовые отчеты  об исполнении бюджетов, контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

Важнейшая задача  исполнительного бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и по каждому  источнику, а  также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом .

Составление отчетов

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении  бюджетов является  одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными ( представительными ) органами власти (последующий контроль ).

Для  контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный  орган – Счетную палату  (данный орган участвует  также в предварительном  контроле – при рассмотрении и утверждении  проекта  федерального бюджета).

Отчет  об исполнении бюджета   готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

Отчет об исполнении  федерального бюджета  представляется в Государственную Думу  и Счетную палату Правительством РФ   в форме федерального закона  не позднее 1 июня.

Счетная палата  проводит проверку отчета об исполнении  федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчетов в ГД, используя  материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения  заключения  Счетной палаты, после чего  принимает решение об утверждении  или отклонении отчета.


Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации

3.1. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом  является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом  Федеральному Собранию  в начале (не позднее марта) предшествующего года.

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2012-2014 годы.[4]

По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах