Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государственного бюджета в экономике……………................5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………………......7
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии ……………………………………9
2.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ....…………………9
2.2. Составление проектов бюджетов……………………………………....11
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов………………………………12
2.4. Исполнение бюджетов и составление отчетов………………………..13
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации ……….......................17
3.1. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….17
3.2 . Направления совершенствования бюджетной политики РФ………….21
Заключение…………………………………………………………………........24
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯdoc.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ)

 

 

Кафедра Экономики и Финансов

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По теме: «Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах»

 

 

 

Выполнила: Грабе В.Я.

Студентка группы ДЭФ-202

Научный руководитель: Николаева Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Роль государственного бюджета в экономике……………................5

1.1.               Сущность государственного бюджета…………………………………5

1.2.               Доходы и расходы государственного бюджета……………………......7

Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии ……………………………………9

2.1.                Бюджетное планирование  и бюджетный процесс ....…………………9

2.2.                 Составление проектов бюджетов……………………………………....11

2.3.              Рассмотрение и утверждение бюджетов………………………………12

2.4.                Исполнение бюджетов и составление отчетов………………………..13

Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации ……….......................17

3.1.               Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….17

3.2 .                Направления совершенствования бюджетной политики РФ………….21

Заключение…………………………………………………………………........24

Список использованных источников…………………………………………..25

Приложения

 


Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм  - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Политика доходов и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на развитие научно – технического прогресса, в социальную сферу и т.д. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

 

Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в данной курсовой работе:

· изучить сущность и функции бюджета как экономической категории;

· рассмотреть стадии бюджетного процесса;

· особое внимание уделить бюджетной политике РФ;

· рассмотреть направления совершенствования бюджетной политики.


Глава 1. Роль государственного бюджета в экономике

1.1.           Сущность государственного бюджета

Центральное место в системе государственных  финансов принадлежит государственному бюджету, представляющему централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения  необходимых     социально-экономических  функций.

Государственный бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства. Является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

2

 



По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.[1]

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.   Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

Социально-экономическая роль бюджета реализуется с помощью бюджетной политики государства.

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

1.2.   Доходы и расходы государственного бюджета

Доходы государственного бюджета[2] состоят из трех основных источников:

1)                   налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами ;

2)                   государственных займов;

3)                   поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов

В структуре налогов ведущее место занимает  индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами  налогообложения выступают  личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия. Как правило, используются прогрессивные системы налогообложения доходов.

Важную часть бюджетных доходов  - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Максимальная ставка налогов на  прибыль, как правило, колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки  налогообложения для мелкого бизнеса  с целью стимулирования его деятельности.

Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями.

К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный  налог (лат. fiscus – государственная казна) и т.д.

Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги: с наследства, дарений, поимущественный налог – с земли, домостроений и т.д.

Коль скоро налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть  государственного бюджета, являются основным финансовым источником производства ВНП, по сути дела, они выступают важнейшим источником государственного  регулирования экономики.

Вторым важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.

Расходными статьями бюджета являются:

- расходы на государственное управление;

- на военные нужды;

- на социально – экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;

- на хозяйственную деятельность государства;

- на осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.

Важная роль в национальной экономике принадлежит местным  бюджетам.

За счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности,  строительство дорог, школ, средств связи и т.д.

Бюджеты местных органов власти используются также на социально культурные  нужды, содержание местной администрации, полиции, органов суда, прокуратуры и т.д.

Бюджет выступает основным инструментом социальной политики государств. С его помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов).

Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии

2.1. Бюджетное планирование  и бюджетный процесс

              Бюджетное планирование – важнейшая основная часть  финансового планирования, подчиненная  требованиям  финансовой политики государства. Его   экономическая сущность заключается в централизованном распределении  и перераспределении  стоимости общественного продукта  и национального дохода между звеньями  финансовой системы на основе  государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов  и внебюджетных фондов  разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется  уполномоченными законом  органами государственной власти  и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно – правовую базу  и организационную основу,  а также вопросы теории  и методологии   составления бюджетов государств. В качестве принципов  бюджетного планирования выделяют,  в частности, единство   правового   регулирования, непрерывность планирования годового бюджета,  балансовый метод и т.д.

Бюджетный процесс – регламентируемая  нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления    и участников   бюджетного процесса  по составлению и рассмотрению проектов  бюджеты, проектов бюджетов  государственных внебюджетных  фондов, утверждению и исполнению  бюджетов и бюджетов  государственных  внебюджетных фондов, а также  по контролю за их исполнением  (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии  бюджетной деятельности:

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и роль в экономических процессах