Государственное финансирование культуры и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.Объектом исследования данной курсовой работы является финансовое обеспечение бюджетных учреждений, предметов - финансирование учреждений культуры.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования.

Содержание

I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
2. Порядок расчета расходов учреждений
3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2010г
1. Формирование бюджета 2010г. по новой бюджетной классификации расходов
2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средства массовой информации”
3. Снижение ставки единого социального налога
4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 41.04 Кб (Скачать)

II.Система платных услуг в сфере культуры

Важной чертой механизма  финансирования стало объединение  средств, поступающих из различных  источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование  этого дохода независимо от источника  финансирования. Причем средства, поступающие  из других источников, не уменьшают  величину бюджетных ассигнований. Тем  самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры - не просто расходы  государства, а особый вид доходов  учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.

Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической  базой, расширили круг услуг, предоставляемых  за плату, стали проводить более  гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих  доходах достигла в среднем 25%.

Вместе с тем  хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях были получены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг  платными, что привело к значительному  сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий для сельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов  деятельности.

Организации культуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однако очень  часто их ценовая политика направлена, главным образом, на укрепление собственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние  на доступность культурных услуг  для широких слоев населения.

Рассмотрим динамику получения дополнительных ассигнований Комитетом по культуре и искусству (рис.1)

Рис.1 Соотношение  долей поступлений от кружков, дискотеки  и культурно-массовых мероприятий в общем объеме прибыли за 2009-2010 годы

На представленной диаграмме можно увидеть, что  наибольшую долю в общем, объеме прибыли  составляет поступления от кружков (32%), на следующем месте по доходности - дискотека и культурно-массовые мероприятия (по 29% соответственно). Эти  три направления является перспективными при разработке предложений по повышению  эффективности культуры.

Для повышения прибыли  необходимо основывать новые вида платных  кружков, чаще проводить дискотеки  с привлечением артистов эстрады  и т.д.

Для повышения эффективности  культурно-массовых мероприятий в  первую очередь следует обратить внимание на улучшение качества репертуара предлагаемых к просмотру кино- и  видеофильмов.

Одним из важных альтернативных источников финансирования культуры являются средства меценатов и спонсоров.

Сегодня расходы  спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы  для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсора и не позволяют потенциальным  инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования своего имиджа.

Одним из дополнительных источников привлечения средств в культуру может служить разгосударствление и приватизация ряда объектов культуры.

При соблюдении определенных условий приватизация может принести культуре значительную пользу, так  как, во-первых, в эту сферу поступят дополнительные ресурсы и, во-вторых, государство сможет высвободить  собственные средства и направить  их на содержание организаций культуры. Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры / Н.Я. Муравьева // Культура: управление, экономика, право, 2004.- №2.- С. 42-44; Мустафина Н. Я. Система  платных услуг в сфере культуры / Н.Я. Мустафина // Культура: управление, экономика, право.- 2004.- №2.-С. 44

III Финансирование культуры  из федерального  бюджета в 2005 г.

Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 г. является его формирование в условиях начатого в 2010г. реформирования бюджетного процесса РФ. Сущностью проводимых реформ является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности его участников.

Правительство РФ предстоит  подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и  государственных учреждений, в том  числе и учреждений культуры. При  этом ставится задача в максимально  возможной степени исключить  избыточные, второстепенные федеральные  расходы и соответствующие функции  федеральных органов исполнительной власти и осуществлять их за счет региональных и местных бюджетов, а также  частного сектора экономики.

Ввиду ограниченности бюджетных средств необеспеченные источниками финансирования расходные  обязательства отменяются.

На формирование расходной части федерального бюджета 2010г. оказали влияние такие факторы, как:

 относительное  снижение уровня доходов федерального  бюджета в валовом продукте  в результате налоговой реформы  и реального сокращения налоговой  нагрузки на экономику;

 оптимизация бюджетных  расходов с учетом разграничения  расходных обязательств между  уровнями бюджетной системы Российской  Федерации;

 проведение реформы  системы федеральных органов  исполнительной власти;

 изменение системы  предоставления социальных льгот.

1. Формирование бюджета  2010г. по новой бюджетной классификации расходов

Необходимо отметить, что проект федерального бюджета на 2010г. формировался по новой бюджетной классификации расходов Российской Федерации. В соответствии с новой функциональной классификацией расходы бюджета РФ, расходы на культуру, на кинематографию и СМИ (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательство) объединены в одном разделе - 08 “Культура, кинематография и средства массовой информации”.

В данном разделе  будут отражаться расходы:

 на предоставление  услуг в этих сферах;

 содержание учреждений  культуры;

 управление объектами,  предназначенными для культурных  целей;

 организацию,  проведения и / или поддержку  культурны мероприятий;

 государственную  поддержку и субсидирование производства  кинофильмов, радио - и телевизионного  вещания, издательского дела;

 предоставление  грантов, субсидий для поддержки  отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций,  занимающихся культурной деятельностью.

Кроме того, в данный раздел включены расходы:

 на руководство,  управление и поддержку сфер  культуры, кинематографии, средств  массовой информации;

 разработку общей  политики, планов, программ и бюджетов  в этой сфере, управление ими,  их координацию и контроль за осуществлением и др.

Необходимо отметить, что на объем и структуру расходов на культуру не оказали влияние мероприятия  проводимой в настоящее время  реформы по разграничению расходных  полномочий и доходных источников между  уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

2. Бюджет раздела  “Культура, кинематография  и средства массовой  информации”

Проектом федерального бюджета на 2010г. расходы по разделу “ Культура, кинематография и средства массовой информации ” установлены в размере 38,5 млрд. руб. Это превышает установленный Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2009г.” аналогичный показатель на 5,7 млрд. руб. или на 17,3%.

Расходы на культуру, кинематографию в 2010г. будут больше по сравнению с 2009г. в номинальном выражении на 33,9%, в реальном выражении (с учетом инфляции) - на 21,9%.

Согласно новой  бюджетной классификации расходов РФ расходы на культуру включены в  расходы учреждений Минобороны России в объеме 0,9 млрд. руб.

В структуре расходов раздела 08 федерального бюджета 2010г. учтены в размере 358,6 млн. руб. расходы на содержание работников центральных аппаратов:

 Министерство  культуры и массовых коммуникаций  РФ;

 Федеральной службы  по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых  коммуникаций и охране культурного  наследия и ее территориальных  органов;

 Федерального  агентства по культуре и кинематографии;

 Федерального  агентства по печати и массовым  коммуникациям.

На проведение научных  исследований и научных мероприятий  в области теории и истории  искусства и художественной литературы охраны библиотечного и архивного  фондов, реставрации художественных и исторических памятников предусмотрено 173,3 млн. руб.

Государственные капитальные  вложения в стройки и объекты  федеральной собственности по отрасли  “культура” установлены в объеме 5288,0 млн. руб. При этом будет направлено на финансирование:

 федеральных целевых  программ по данной отрасли  - 3757,7млн. руб. (71,1%);

 непрограммных  мероприятий - 1530,3 млн. руб.(28,9 %).

Государственные капитальные  вложения предусмотрены в первую очередь на реконструкцию и строительство  особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации, театров, музеев, библиотек и государственных  телерадиовещательных компаний.

Кроме того, увеличены  ассигнования:

 на реставрацию  и капитальный ремонт зданий  и сооружений учреждений культуры  и искусства - на 984,1 млн. руб.;

 обеспечение их  противопожарной безопасностью  - 204,0 млн. руб.;

 расширение и  развитие существующих представительств  РИА “Новости” за рубежом,  реализацию проектов по формированию  позитивного образа России за  рубежом - 269,0 млн. руб.

3. Снижение ставки  единого социального  налога

При расчете проектируемых  бюджетных ассигнований на следующих  год: учтено снижение ставки единого  социального налога до 26%, в связи  с чем уменьшена сумма начислений на фонд оплаты труда; предусмотрена  индексация материальных затрат в соответствии с уровнем инфляции (8%); выделены ассигнования для уплаты налога на имущества организаций культуры, средств массовой информации в размере 20,2 млн. руб.

При расчете расходов на оплату труда в бюджетных упреждениях  культуры и средств массовой информации учтено ее повышение с 1 января 2010г. для работников, оплачиваемых по единой тарифной сетке на 20%.

При этом в соответствии с начавшимся процессом разграничения полномочий с 2010г. органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения о сроках уровнях индексации заработной платы работников бюджетных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.

4. Финансирование основных  мероприятий раздела  и проектной деятельности

Предусмотренные проектом федерального бюджета в 2010г. ассигнования позволят обеспечить в сфере культуры и искусства, следующие расходы:

 на содержание  федеральных учреждений культуры  и искусства и федеральных  музеев, включенных в соответствующие  перечни, утверждаемые правительством  РФ, в том числе 40 особо ценных  объектов культурного наследия  народов Российской Федерации  на сумму 8665,1 млн. руб.;

 противопожарную  безопасность учреждений культуры;

 государственную  поддержку деятельности цирковых  организаций;

 выплату грантов  Президента РФ для поддержки  творческих проектов общенационального  значения в области культуры  и искусства, также Государственных  премий РФ в области литературы  и искусства;

 выплату семи  грантов Президента РФ ведущим музыкальным коллективам, грантов Президента РФ для поддержки ведущих профессиональных коллективов народного творчества;

 государственную  поддержку производства и проката  национальных фильмов;

 реставрацию памятников  истории и культуры религиозного  назначения;

 проведение общероссийских  юбилейных и международных культурных  мероприятий.

В федеральном бюджете  на 2010г. предусмотрено увеличение расходов на реализацию мероприятий, проводимых в соответствии с указами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами:

 Указом Президента РФ от 11.01.09 № 9 ”О праздновании столетия со дня рождения М.А. Шолохова” - 15 млн. руб.;

 Указом Президента РФ от 25.04.10 №469 “О 150-летии Государственной Третьяковской галереи” - 25,0млн. руб.;

 Указом Президента РФ от 13.11.09 № 1353 “О праздновании 60-летия образования Калининградской области и 750-летия основания города Калининграда” - 10,0 млн. руб.;

Информация о работе Государственное финансирование культуры и искусства