Государственное финансирование культуры и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.Объектом исследования данной курсовой работы является финансовое обеспечение бюджетных учреждений, предметов - финансирование учреждений культуры.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования.

Содержание

I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
2. Порядок расчета расходов учреждений
3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2010г
1. Формирование бюджета 2010г. по новой бюджетной классификации расходов
2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средства массовой информации”
3. Снижение ставки единого социального налога
4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 41.04 Кб (Скачать)

I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВА

1. Содержание расходов  бюджета на культуру и искусство

2. Порядок расчета  расходов учреждений

3. Организация планирования  и финансирования расходов на  учреждения культуры и искусства

II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2010г

1. Формирование бюджета  2010г. по новой бюджетной классификации расходов

2. Бюджет раздела  “Культура, кинематография и  средства массовой информации”

3. Снижение ставки  единого социального налога

4. Финансирование  основных мероприятий раздела  и проектной деятельности

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному  обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура выступает одним  из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время  культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при  умелом его использовании может  внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру  современного рыночного механизма.Объектом исследования данной курсовой работы является финансовое обеспечение бюджетных учреждений, предметов - финансирование учреждений культуры.Цель моей курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования.

Задачи моей курсовой работы:

1. охарактеризовать  особенности бюджетного финансирования  учреждений культуры;

2. рассмотреть внебюджетные  источники финансирования культуры;

3. проанализировать  данные о финансировании культуры  из федерального бюджета в 2010г.

I Бюджетное финансирование  культуры и искусства

1 Содержание расходов  бюджета на культуру  и искусство

Функции культуры с  точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через  это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1999 г. №3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности  для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с  этой целью государство намеревается:

1 осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

2 стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

3 устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

4 способствовать развитию благотворительности в области культуры;

5 осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут  быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и  муниципальные учреждения создаются  учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием  порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимо заметить, что в отличие  от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые  положения, регламентирующие порядок  их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных  гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

 исходя из нормы  бюджетного финансирования на  человека и численности населения;

 на основе процента  от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

 на основе заданного  процента от общей суммы расходов  бюджета. 

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета  и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена  необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения  общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные  средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Как и в других областях социальной значимости, в  отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация  и детализация текущих расходов.

В качестве примера  рассмотрим основные виды расходов федерального бюджета за 2007г. Всего за год по разделу 15 “Культура, искусство и кинематография” утверждено 14 млрд. руб., из них на культуру и искусство - 12 млрд. руб., при этом 7,5 млрд. руб. направлено на содержание особо ценных объектов культурного населения народов России, музеев, библиотек и других учреждений; 3,1 млрд. руб. - на государственную поддержку цирков, театров, филармоний; 1,4 млрд. руб. выделено на реализацию федеральной целевой программы “Культура России”. Расходы в сумме 2 млрд. руб. также в основном предназначены на реализацию учебных программ.

По разделу 16 “Средства  массовой информации” предусмотрено 12 млрд. руб. В основном эти средства предназначены на государственную  поддержку в виде субсидий и субвенций  государственных телерадиокомпаний, издательств, редакций газет и журналов и т.п. средств массовой информации.

Важное значение для решения вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.

Финансовые  средства организации  культуры образуются за счет:

1 бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

2 доходов от платных форм культурной деятельности;

3 платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и

физическими лицами;

4 добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по

завещаниям;

5 кредитов банков и иных кредитных учреждений;

6 других доходов и поступлений в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная  политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение  необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в  культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, доступа населения  к культурным ценностям.

2. Порядок расчета  расходов учреждений

Провозглашенный Бюджетным  кодексом РФ принцип единства бюджетной  системы, который обеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной  классификацией и единством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился на системе  культуры. Согласно положениям ст.161. БК РФ значительная часть государственных  организаций культуры получила статус бюджетных учреждений, поскольку  их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В  культуре, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения  бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая  методика. Наибольшую трудность при  оценке предстоящих расходов и определении  необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно  большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и  нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность  музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число  хранителей музейного фонда зависит  от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей - от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием  средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, с комплектованием  библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов и материалов для проведения мероприятий и  т.п. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при  утверждении сметы учитываются  ее фактическое исполнение за ряд  лет и объем бюджета.

Важным условием функционирования музеев и получения  права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством  уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного  фонда.

Планированию бюджетных  расходов, как по музеям, так и  по другим типам учреждений и организаций  культуры, предшествуют определение  возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического  значении объекта, определение круга  социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных  доходов за счет предоставления платных  услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных  библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических  и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных  доходов.

При расчете объемов  бюджетного финансирования по театрам  и концертным организациям также  определяются объемы предполагаемого  поступления доходов, которые зависят  от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость  зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю  посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором - все расходы, независимо от источников их покрытия.

В отличие от театров  концертная деятельность включает в  себя различные жанры - эстрадные, филармонические  и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей  специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.

В важнейшем государственном  документе - Плане действий Правительства  РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2008-2010гг. обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам.

Информация о работе Государственное финансирование культуры и искусства