Генеральный бюджет торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путём изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т. п.

Работа содержит 1 файл

генеральный бюджет торгового пр..docx

— 124.31 Кб (Скачать)

          Основная  задача планирования – разработать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы для принятия плановых решений являются связующим звеном в процессе планирования. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов. Под методом планирования в теории понимается технический прием или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи.  Можно выделить следующие традиционные методы принятия плановых решений:

          - среди методов обоснования плановых решений творчество занимает одно из важных мест. В теории управления процесс творчества мало изучен, его обычно связывают с личностными характеристиками менеджера. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем определенных качеств плановика, сколько его интуицией, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. Процесс творчества можно определить как способность плановика разрабатывать и применять новые решения, воплощать в плане оригинальные идеи. Но идеи необходимо различать на те, которые воплотились в плане и идеи, реализованные на практике. Возникновение новой идеи и отражение ее в плане еще недостаточно для современного производства. Составными частями творчества являются предчувствие, интуиция и проницательность;

          - адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы. Данное обстоятельство относится скорее к требованиям, предъявляемым к плановым работникам, чем к методам. Знание и опыт – является ключом к решению любой проблемы. С течением времени решения в процессе планирования повторяются и общее знание проблемы позволяет более четко ее сформулировать в процессе поиска планового решения.3. Система бухгалтерского учета. Обычно в планировании бухгалтерский учет рассматривается как источник данных, позволяющих сформировать информационную базу. Бухгалтерский учет в планировании имеет определенную ценность, которая определяется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельности предприятия;

          - предельный анализ. Этот метод позволяет контролировать и устанавливать соотношение между издержками и доходами предприятия.

    Рис. 3

          Метод предельного анализа применим когда  возможно подсчитать издержки и сопоставить  их с доходами. Одним из вариантов  такого метода является анализ на основе так называемой точки безубыточности, которая характеризует объем  продаж (выручка от реализации продукции  совпадает с издержками производства);  

          - норма прибыли на вложенный капитал. В основе этого метода лежит простой расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. С помощью такого критерия можно определить правильность и отдачу капитальных вложений, а также дать оценку эффективности прошлых плановых решений. На практике существует несколько подходов к определению нормы прибыли: отношение среднегодового дохода к первоначальному капиталовложению, отношение среднегодового дохода к средней величине капиталовложений и определение нормы прибыли на вложенный капитал по балансовой стоимости. В процессе планирования показатель нормы прибыли применяется при определении целесообразности реализации различных инновационных мероприятий и характеризует финансовые результаты работы;

          - дисконтирование - этот метод является дополнением к методу определения нормы прибыли на вложенный капитал, так как последний в расчетах не учитывает изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение планируемого периода. Приведение доходов будущих лет к моменту осуществления капиталовложений осуществляется по формуле:

    где Дr – ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на момент их осуществления, Кд – коэффициент дисконтирования, t – порядковый номер года приведения. Чем выше будет приведенный доход, тем предпочтительнее данное вложение. Основным показателем дисконтирования является норма дисконта – условный процент по альтернативным инвестициям. Аналогично приводятся затраты, которые предполагается осуществить в планируемый период, такой процесс получил название компаундинг. Но если дисконтирование доходов уменьшает их номинальную величину, то компаундинг капитальных вложений их увеличивает;  

          - традиционные методы оперативного планирования. Данные методы помогают скоординировать оптимальное использование ресурсов в процессе осуществления деятельности предприятия. К данным методам следует отнести следующие: графики Ганта. Задача данных графиков – объединить во времени выполнение отдельных работ, с целью определения состояния, в котором находится изготавливаемое изделие. График Ганта представляет собой некий производственный план, с помощью которого управляющие могут сравнивать фактическое выполнение работ с планом;

    Рис. 4

          - планы – графики с выделением промежуточных этапов работ. Указанный метод может применяться во всех видах управленческих работ, требующих планирования и контроля за выполнением операций по определенному графику; 
     
     
     
     

    Рис. 5

    - система обеспечения сбалансированности материальных запасов и производственной программы. Суть метода заключается в сведении к минимуму производственных запасов при повторяющихся заказах продукции;

          - анализ чувствительности. Данный анализ применяется в тех случаях, когда необходимо выявить факторы, влияющие на результаты реализации плана и сравнить различные проекты, включенные в общий план развития предприятия;

          - использование экономико-математических моделей. При использовании экономико-математических моделей процессы развития организации записываются с помощью математических зависимостей (уравнения, системы, неравенства).3 Наиболее широкое применение в планировании получили такие методы экономико-математических моделей, как: теория вероятности и математическая статистика, математическое программирование, имитация, оценка и пересмотр планов.

          Плановым  работникам необязательно знать  все детали и подробности использования  всех методов. Их применение полностью  зависит от специфики деятельности предприятия, правильного использования  руководством традиционных методов, а  также от квалификации самих плановых служащих.

          Таким образом, под термином «планирование» надо понимать процесс разработки определенных решений и действий относительно дальнейшего развития хозяйствующего субъекта с целью достижения максимальной задачи. Теории и методы управления в основном были разработаны на Западе. В российскую экономику они стали внедрятся с процессом перехода на рыночные отношения. Согласно западным управленческим теориям все плановые процедуры носят название «бюджетирование». Это тоже получило распространение в практике управления российскими предприятиями с одним лишь отличием, в теории управления предприятиями в России под бюджетированием понимается краткосрочное (оперативное) планирование. 
     
     
     
     
     
     
     

          Глава 2. Генеральный бюджет и его составляющие 

          2.1. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл 

          Составной частью управленческого учёта является бюджетирование, главной целью которого является формирование информации для управления предприятием с целью повышения прибыли при финансовой стабильности организации. Бюджетирование является одной из составных частей планирования, поэтому оно должно присутствовать в системе управления организацией, и конкретизирует цели планирования. Бюджетирование (в узкой трактовке этого термина) представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение.

          «Методическими  рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия», утвержденными  приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118, бюджетирование определено как часть финансового планирования. В данном документе, в частности, говорится, что важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из: системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия, системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании.Качество бюджетирования определяется структурой бюджетов, составом бюджетных статей, согласованностью бюджетов между собой, а также деятельностью менеджеров, участвующих в системе бюджетирования.

          Оперативная система управления компанией (бюджетное  управление) по центрам ответственности  с помощью бюджетов позволяет  достигать поставленные цели путем  наиболее эффективного использования  ресурсов. Важным моментом бюджетного управления является мотивация, использующая механизм учёта отклонений от запланированных показателей затрат и результатов и разграничение ответственности за эти отклонения. В экономической литературе для простоты понимания материала очень часто термины «бюджетирование» и «бюджетное управление» используются как синонимы. Для того чтобы процесс бюджетирования начал эффективно действовать необходимо провести ряд подготовительных работ.

          Организация бюджетирования включает следующие основные моменты:

          - проектирование и утверждение финансовой структуры организации. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия в части составления конкретных (частных) бюджетов ответственными организационных звеньев системы управления предприятием;

          - разработка структуры генерального бюджета организации. Этот этап включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления предприятием;

          - утверждение бюджетной политики. Сама бюджетная политика по форме аналогична учетной политике и формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки;

          - разработка регламента бюджетирования. Сюда включаются: определение временного периода бюджетирования, процедуры планирования, форматы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса бюджетирования. Степень функционирования процесса бюджетирования зависит от количества положенных на него усилий и затрат.

            В крупных компаниях со сложной  организационной структурой данным  вопросом занимается специально  созданный бюджетный комитет – коллегиальный орган, состоящий из представителей всех бюджетных центров.

          Особенности деятельности бюджетных комитетов  зависят от особенностей самих организаций, но общими для всех являются следующие  вопросы:

          - трансформация стратегических целей в серию операционных бюджетов;

          - организация рабочих совещаний;

          - утверждение функциональных бюджетов и объединение их в единый мастер-бюджет;

          - рассмотрение отчётов о выполнении бюджетов и дальнейший анализ отклонений, разрешение конфликтов, возникающих в процессе функционирования бюджетной системы.

            Обобщая вышеизложенное можно представить в комплексе систему планирования и бюджетирования на предприятии в виде рисунка 6.

    Рис.6

          Полноценное бюджетное планирование на предприятии  невозможно без учета цикла деловой  активности, отраслевого цикла, цикла  развития предприятия и жизненного цикла продукта.4 Анализ различных моделей роста и стабилизации предприятия показал, что на каждом этапе развития фирмы должна формироваться своя финансовая политика и данные, представляемые управленческим учетом, необходимо формировать, принимая во внимание основополагающую модель развития. Основные факторы, которые необходимо учитывать при построении соответствующей модели бюджетирования, должны быть разделены на основные внутрифирменные факторы, оказывающие влияние на построение модели бюджетирования, и факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования.

          Первый тип  факторов включает в себя следующие  виды ресурсов: финансовые ресурсы, как собственные, так и заемные; человеческие ресурсы, особенно на исполнительном и высшем управленческом уровнях; бизнес – ресурсы, включающие отношения с покупателями и поставщиками, производственный процесс, долю рынка, репутацию и т. п.; информационные ресурсы.

Информация о работе Генеральный бюджет торгового предприятия