Генеральный бюджет торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путём изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т. п.

Работа содержит 1 файл

генеральный бюджет торгового пр..docx

— 124.31 Кб (Скачать)
 
 

     Введение 

          Осуществление государством макроэкономических реформ создало  условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путём изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т. п.

          На  первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия. Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим предприятиям становится важным производство различных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности.

    В рыночной экономике многие хозяйствующие  субъекты получили право самостоятельно устанавливать свою финансовую, производственную и кадровую политику, однако не все  могут полноценно и качественно  его реализовать. Такое положение  объясняется двумя причинами. Во-первых, речь о недостатке рыночной информации, который является следствием того, что современная российская модель хозяйствования только складывается (не сформировались саморегулируемые профессиональные организации). Во-вторых, бизнес нуждается в квалифицированных специалистах, способных оперировать тем методическим инструментарием, который уже разработан и описан в специальной литературе, а тем более предлагать новые методы работы с учетно-финансовой информацией и использования ее в управлении компанией. Поэтому независимо от трактовки понятия и функций управления, основными понятиями в нем выделяются планирование и контроль.

    В условиях рынка планирование призвано обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, основываясь на определенных гипотезах о будущем состоянии внешней среды, т. е. призвано обеспечить гибкое развитие предприятия. Следовательно, управление предприятием становится невозможным без долгосрочного, стратегического, и текущего планирования его деятельности и контроля реализации планов. В этих условиях процесс планирования и контроля результата деятельности компании не может быть осуществлен без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство.

    Разработка  производственных и финансовых бюджетов является важнейшей составляющей планово-аналитической  работы предприятия всех без исключения отраслей производства. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального  использования средств предприятия  благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонений фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

    Бюджетирование - это один из основных инструментов управления компанией, имеющей амбиции преуспеть на рынке. Внедрение технологий бюджетирования является необходимым элементом достижения стратегических целей компании. Этим и объясняется актуальность курсовой работы.

    Целью данной работы явилось изучение теоретических  и практических аспектов бюджетирования текущей деятельности предприятий. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие основные задачи:

    - исследован механизм бюджетирования текущей деятельности в организации;

    - проанализирован  процесс составления генерального бюджета на торговом предприятии и даны рекомендации, повышающие качество управления предприятием.

     Объектом  исследования послужило торговое предприятие, предметом которого является торговая деятельность. 
 

        
 
 
 
 

          Глава 1. Сущность бюджета и его функции 

          1.1. Понятие бюджета и рекомендации по его разработке 

          Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно  используется компаниями как технология финансового планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия  уже успешно применяют процедуру  бюджетирования для планирования своей  деятельности. Однако у практиков, имеющих  опыт бюджетирования, есть вопросы, требующие  разъяснений. Что уж говорить о тех  отечественных компаниях, которые  только сейчас начинают внедрение бюджетных  процессов.

          Ключевыми показателями эффективности выступают  такие показатели, как доля рынка, рентабельность бизнеса, свободный  денежный поток и т.д. Достижение указанных показателей характеризует  успешность реализации стратегии компании. Для расчета КПЭ (ключевых показателей эффективности) формируют бюджетные показатели - объем продаж, прямые и накладные расходы по статьям и т.д. Бюджетные показатели подразделений являются составной частью бюджетных показателей компании. Выполнение бюджетных показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между целями компании и целями персонала.1

          У компании, которая хочет преуспеть  в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь  на видении того, какой должна стать  компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра.

          В процессе достижения поставленных целей  возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию  приходится просчитывать различные  варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.

            Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.

          Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.

          Рассмотрим  основные принципы, на которые необходимо обратить внимание компании, рассчитывающей на успешное внедрение бюджетирования.

          Как любая процедура, бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным правилам. Следовательно, в первую очередь  необходимо выработать и утвердить единые правила, на основе которых и будет строиться система бюджетирования: методологию, оформление табличных форм, финансовую структуру и т. д. Следует добиться, чтобы эти правила заработали. И здесь важную роль играет «человеческий фактор».

          Нередко менеджеры постановку бюджетирования «встречают в штыки». Одни воспринимают это просто как дополнительную работу, которую им пытаются навязать, другие опасаются, что бюджетирование вскроет  недостатки работы их подразделений, третьи вообще могут не понимать, что от них требуется. Чтобы заставить  менеджеров исполнять бюджетные  процедуры, нужно использовать пресловутый  «административный ресурс».

          Регламент бюджетирования, сам бюджет, система  мотивации - все это нужно утверждать внутрифирменными приказами, за невыполнение которых сотрудников следует  наказывать. Таким образом, вторая составляющая бюджетирования - это организационные  процедуры. Третий ключ к успеху - автоматизация  всего процесса бюджетирования. На больших предприятиях объем информации огромен, но каким бы значительным он ни был, обработать его нужно вовремя. В современном бизнесе вчерашние  данные никому не нужны. Необходим анализ сегодняшних показателей и прогноз  на завтра, послезавтра, на месяц вперед и т. д. Автоматизация бюджетирования - это прежде всего автоматизация  планирования. По сути, это автоматизация  тех процедур, которые расписаны  в регламенте по бюджетированию.

          Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы  на последнем этапе руководство  получало три основные бюджетные  формы:

          - бюджет доходов и расходов;  
     - бюджет движения денежных средств;  
     - прогнозный баланс.

          Некоторые предприятия считают достаточным  составление только одного бюджета: доходов и расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования деятельности компании на выходе целесообразно получать все  три бюджетные формы. Бюджетом доходов  и расходов определяется экономическая  эффективность предприятия, в бюджете  движения денежных средств непосредственно  планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал  и финансовое состояние предприятия. Вряд ли финансовым директорам нужно  объяснять, что при отсутствии хотя бы одного из трех бюджетов картина  планирования будет неполной.

          Все итоговые формы заполняются на основании  операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.). Нужно  отметить, что после составления  бюджета доходов и расходов, бюджета  движения денежных средств и прогнозного  баланса работа по планированию не заканчивается. Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого  анализа, например для расчета коэффициентов. А во-вторых, начинается стадия коррекции, согласований, решения проблемных вопросов. Весь процесс бюджетирования выходит  на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит  в категорию «обязательной к  исполнению», а другая - в категорию  ближайших уточненных планов.  
     
     

          1.2. Бюджетирование в системе планирования деятельности организации 

          Под общей экономической политикой предприятия понимаются цели, на которые направлена ее деятельность. Прежде чем начать какое-либо дело, руководитель предприятия должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и средствами он должен достигнуть своей цели. Конечным результатом должно являться построение модели производственного (торгового) процесса, направленного на достижение этой цели. Таким образом, управление это воздействие на процесс труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путём наиболее эффективного использования ресурсов.  Обратим внимание на рисунок 1.

    Рис.1

          Процесс управления складывается из планирования и прогнозирования, организации, координации  и регулирования, учета, контроля и  анализа. Данные составляющие можно  назвать функциями управления, которые  характеризуются своим технологическим  процессом обработки информации и способом воздействия на подчиненный  объект. Следовательно, можно сказать, что процесс управления есть определенная система функций, которые носят название стадии управленческого цикла.

          Прогнозирование – его цель научное предвидение развития производства, а также поиск решения, обеспечивающие развитие производства.

          Планирование – это управленческая деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством.

          Организация — это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы.

          Координация – процесс обеспечения согласованности всех действий работников.

          Регулирование – целью является обеспечение сохранности режима функционирования предприятия путем устранения отклонений и обеспечения нормального протекания производственных процессов.

          Учет, анализ, контроль – сбор информации для комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с последующей проверкой выполнения принятых плановых решений.

          Планирование  служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности, это  первый и наиболее важный этап процесса управления. На основании составленных планов будет осуществляться в дальнейшем вся деятельность предприятия. В  современных рыночных условиях планирование является важной предпосылкой свободного производства, распределения и потребления  ресурсов и товаров. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом предложения предприятиями.

          По  содержанию и форме проявления различают  следующие виды планирования:

          - с точки зрения обязательности плановых заданий: директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система планирования при командно-административной экономике носила директивный характер. Директивные планы имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией; индикативное планирование – это распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план носит рекомендательный, направляющий характер, в составе него могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. Роль индикативного плана заключается в выявлении параметров экономики, которые могут быть скорректированы государством при неблагоприятном экономическом развитии. Индикативное планирование может применяться и на микроуровне, причем в большинстве случаев при составлении перспективных планов;

Информация о работе Генеральный бюджет торгового предприятия