Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации
Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие задачи
определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;
проанализировать роль федерального казначейства по исполнению доходной части бюджета
рассмотреть соотношение прав и обязанностей казначейства
оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;

Содержание

Введение 2
Историческая справка 5
Библиография 6
1.Органы государственного управления бюджетом и переход к федеральному казначейству 8
2. Задачи и функции органов казначейства 12
2.1.Задачи и функции органов федерального казначейства 12
2.2.Права и обязанности органов Федерального казначейства 15
3. Исполнение бюджета 22
3.1.Порядок исполнения бюджета 22
3.2.Кассовое исполнение бюджета 29
Заключение 35
Литература 38

Работа содержит 1 файл

казначейство.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      -право  проводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях  и организациях, в банках и  иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета, а также право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

      -право  получать от банков, иных финансово-кредитных  учреждений справки о состоянии  счетов предприятий, учреждений  и организаций, использующих средства федерального бюджета, а также внебюджетные (федеральные) средства;

      -право  требовать от руководителей и  иных должностных лиц проверяемых  органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций  устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета, контролировать их устранение;

      -право  приостанавливать операции по  счетам предприятий, учреждений  и организаций (включая банки  и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального  бюджета, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

      -право  изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства.

      Начальник ГУФК и руководители территориальных органов федерального казначейства вправе предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБР.

           Деятельность органов  казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:

           -по финансово-хозяйственной  деятельности – налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов;

      -по  исполнению федерального бюджета  – счетной палатой, контрольно-ревизионным Управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.

 

      3. Исполнение  бюджета

3.1.Порядок  исполнения бюджета

      Государственные доходы в литературе определяются как  различные денежные ресурсы, поступающие  в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. Все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

      К децентрализованным доходам относятся  доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. В первую очередь, речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях. Итак, понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов

      Доходы  местных бюджетов и иные доходы органов  местного самоуправления не входят в  понятие «государственные доходы», так как органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

      Гражданский кодекс РФ использует понятия: «Государственная казна Российской Федерации», «казна субъекта Российской Федерации». Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственным предприятиями и учреждениями. Соответственно раскрывается и понятие «казна субъекта Российской Федерации» (ст. 214 ГК РФ).

      Система местных доходов, их правовой режим  определяются соответствующими нормативными актами..

      Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень  разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При классификации государственных доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

      По  территориальному признаку государственные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.

      По  методу мобилизации государственных  доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В  свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления. К неналоговым доходам относятся: — платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина); —доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду); — платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.); — поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

      Источники поступления налогов, платежей и  других видов неналоговых поступлений  в бюджеты всех уровней, в том  числе и федеральный, - отчисления юридических и физических лиц, которые  выступают налогоплательщиками.

      Законом о бюджете на соответствующий  год за каждым уровнем бюджета  закрепляются налоги, полностью перечисляемые  в доход федерального или регионального  бюджета, - это т.н. закрепленные налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов – органы федерального казначейства на территории. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу казначейства, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают все вопросы по учету, возврату и перезачету налогов по уровням бюджетов с соответствующим территориальным органом налоговой инспекции.

      Таким образом, участники процесса формирования доходной части федерального бюджета:

      -налогоплательщики  – обеспечивают перечисление  налогов и платежей;

      -коммерческие  банки и учреждения Центрального банка РФ – осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем средств;

      -органы  федерального казначейства –  обеспечивают получение и учет  поступивших налогов и платежей;

      -органы  государственной налоговой инспекции  – регулируют отношения между плательщиком и получателем по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

      Все участники процесса имеют свои права  и обязанности по отношению к  бюджету. Налогоплательщики обязаны  своевременно и в полном объеме перечислить  налоги и платежи в доход бюджета, представив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. Налогоплательщики имеют право обратиться в органы налоговой инспекции с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

      Коммерческие  банки или учреждения Центрального банка РФ независимо от состояния  расчетного счета плательщика и  корреспондентского счета самого банка  должны принять платежные документы  к исполнению. Банки имеют право  не принять расчетно-платежные документы в случае ненадлежащего их оформления. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляется учреждениями Центрального банка РФ. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов федерального казначейства.

      Как было сказано выше, получатели доходов  федерального бюджета и регулирующих налогов на территории органы федерального казначейства, которым открыты лицевые счета в банках. Закрепленные налоги зачисляются на лицевые счета территориальных ОФК балансового счета № 40102 «Доходы федерального бюджета», регулирующие налоги – на лицевые счета балансового счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства».

      Каждый  налогоплательщик может узнать реквизиты  органа казначейства для зачисления налогов и платежей в территориальном  органе налоговой инспекции по месту  регистрации, в банке или непосредственно в ОФК.

      Зачисление  доходов на лицевые счета органа федерального казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету  с копиями платежных документов к ней. Задача казначейства состоит в учете всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога. Все виды налогов, платежей и иных неналоговых поступлений систематизированы и имеют код в соответствии с Бюджетной классификацией РФ. Согласно коду, присвоенному налогу или платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Регулирующие налоги учитываются отдельно, т.к. требуют распределения. Распределение регулирующих налогов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год. Например, в 1997 финансовом году, распределяемыми налогами являлись:

      -налог  на добавленную стоимость;

      -специальный  налог, уплаченный за прошлый  период;

      -подоходный  налог с физических лиц, уплаченный за прошлый период.

      Если  органы казначейства исполняют кроме  федерального еще бюджет субъекта РФ или местный бюджет, то перечень распределяемых налогов может быть расширен. Все поступившие налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Орган федерального казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем – финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета.

      Следует отметить, что органы казначейства при исполнении бюджета по регулирующим налогам являются плательщиком и  получателем средств одновременно, отличаются лишь лицевые счета: сумма списывается с лицевого счета балансового счета № 40101, а зачисляется на лицевой счет балансового счета № 40102. Однако органы казначейства не могут осуществить эту операцию по внутреннему бухгалтерскому учету, т.к. исполнение федерального бюджета осуществляется на счетах казначейства в банках. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление средств по уровням бюджетов не позднее дня, следующего за днем получения выписки банка на зачисление регулирующих налогов.

      Банк  принимает платежные поручения  органа казначейства и осуществляет списание средств в пределах остатка  по лицевому счету. Поступления регулирующих налогов не равномерны по дням месяца, кроме того, в установленном порядке  осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм, поэтому возникают ситуации, когда по отдельным видам налогов образуется отрицательное сальдо. Однако в целом по лицевому счету такой ситуации быть не может.

Информация о работе Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации