Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации
Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие задачи
определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;
проанализировать роль федерального казначейства по исполнению доходной части бюджета
рассмотреть соотношение прав и обязанностей казначейства
оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;

Содержание

Введение 2
Историческая справка 5
Библиография 6
1.Органы государственного управления бюджетом и переход к федеральному казначейству 8
2. Задачи и функции органов казначейства 12
2.1.Задачи и функции органов федерального казначейства 12
2.2.Права и обязанности органов Федерального казначейства 15
3. Исполнение бюджета 22
3.1.Порядок исполнения бюджета 22
3.2.Кассовое исполнение бюджета 29
Заключение 35
Литература 38

Работа содержит 1 файл

казначейство.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      1. доходная часть – формируется  на основе плана поступления  налогов, платежей и неналоговых  поступлений от юридических и  физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;

      2. расходная часть – формируется,  исходя из планируемых объемов  поступления доходов, и должна  обеспечивать потребности государства  в содержании и развитии всех  сфер экономики.

     Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет  своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

      -перечисление  и зачисление доходов федерального  бюджета на единый счет федерального бюджета;

      -распределение  в соответствии с утвержденным  федеральным бюджетом федеральных  регулирующих налогов;

      -возврат  излишне уплаченных сумм доходов;

      -учет  доходов федерального бюджета  и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

      Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей, а также  доходов в целом и по каждому  источнику, финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

      При исполнении бюджета важное место  принадлежит также правильному  и экономически обоснованному распределению  всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

     Основной  принцип исполнения бюджета –  принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).

      Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года и постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 года).

      Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета привела к недопополнению доходов бюджета, к ослаблению контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.

      Таким образом, действующий механизм использования  федеральных финансовых ресурсов был  слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможности их нецелевого использования.

      В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы  органов Федерального казначейства, подчиненного Министерству финансов.

      Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением  федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность  прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.

В результате внедрения казначейских технологий:

    информация  по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые финансовые потоки немедленно регистрируются казначейством; резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

    обеспечивается  сохранность средств;

    обеспечивается  контроль на всех этапах исполнения бюджета (от выделения  ассигнований до кассового  расхода); контроль осуществляется на стадии, предшествующий платежу, что делает этот контроль наиболее эффективным;

       повышается эффективность управления  процессом исполнения бюджетом  и управления ресурсами.     

 

      2. Задачи  и функции органов  казначейства

2.1.Задачи и функции органов федерального казначейства

     Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ — Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на местах.

     Территориальные органы Федерального казначейства на местах осуществляют на соответствующей  территории функции по исполнению своих  бюджетов.

      Таким образом, органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются:

      1) учет налогов и платежей, поступивших  в доход федерального бюджета  на счета казначейства в банках;

      2) распределение в установленном  порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

      3) возврат и зачет между бюджетами  сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

      4) учет льгот и отсрочек, предоставленных  налогоплательщикам органами исполнительной  власти, и перерасчет сумм налогов  и платежей между бюджетами;

      5) взаимные расчеты между бюджетами  различного уровня по отдельным  постановлениям и решениям уполномоченных  органов;

      6) доведение лимитов и осуществление  финансирования распорядителей  средств федерального бюджета;

      7) обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

      8) управление доходами и расходами  федерального бюджета на счетах  казначейства в банках.

      Первая  и главная задача, которую обязано  было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных счетов на уровне субъектов Федерации, на уровне районов и городов, а также на местном уровне.

      Вторая  задача, которая более важна, - это  создание методологической основы работы федерального казначейства. Главная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, а также наладить жесточайший предварительный и текущий контроль за выделением средств.

      В общем, эта задача решается двумя  путями.

      Во-первых, казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета.

      Во-вторых, оно осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению  средств из федерального бюджета  и платежам с этих счетов.

      Процесс осуществления Федеральным казначейством этих задач на практике подробно рассматривается во второй главе работы.

    К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

  • организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;
  • руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;
  • доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;
  • ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
  • организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений по государственным налогам и доходам;
  • управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;
  • организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
  • организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
  • осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;
  • организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
  • управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
  • организация и ведение операций по учету государственной казны.

      Органы  Казначейства по городам, кроме городов  районного  подчинения, районам, районам в городах выполняют следующие функции:

  • осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
  • обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;
  • обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
  • осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;
  • осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;
  • осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;
  • контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
  • осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
  • осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
  • осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;
  • осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Информация о работе Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации