Формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику………………………………………………………………………………...5
1.1. Cущность планирования расходов по учреждениям социального обеспечения……………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности планирования расходов на социальные выплаты………………10
Глава 2. Совершенствование методов планирования расходов по отрасли Социальная политика………………………………………………...……………….21
2.1. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов….21
2.2. Совершенствование методов планирования социальных расходов …………26
Глава 3. Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли«Социальная политика»…………………………………………………….28
3.1. Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории РФ единого социального пространства………………………………..33
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения……………...38
Заключение…………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 74.90 Кб (Скачать)

В пользу необходимости совершенствования  системы мониторинга результатов  внедрения БОР свидетельствует  и то, что ежегодный расчет эффективности  деятельности СБП позволяет критически осмыслить сложившиеся направления  расходования средств и отказаться от тех видов расходов, которые  осуществляются "по инерции", без  надлежащего социально-экономического обоснования их объективной необходимости.

Совершенствовать  процедуру мониторинга результативности бюджетных расходов необходимо путем  как повышения уровня подготовки персонала и степени проработанности  целевых программ, так и выстраивания многоуровневой системы контроля. На первом уровне контроль за результативностью  деятельности бюджетных учреждений должен осуществляться со стороны СБП, в ведении которого такие учреждения состоят. Ослабление контроля за направлениями  расходования средств бюджетных  учреждений, переведенных на финансирование по результату, должно быть синхронизировано с усилением контроля за объемами и качеством предоставляемых  ими услуг. Главными распорядителями  бюджетных средств должен осуществляться регулярный мониторинг бюджетных учреждений на предмет выполнения плановых объемов  предоставления услуг и корректировки  объемов финансирования в случае их невыполнения или перевыполнения. Это позволит реализовать основное преимущество финансирования по результату обеспечить связь объемов финансирования с объемами оказываемых учреждениями услуг.

Наряду  с государственным контролем  необходимо укреплять меры общественного  контроля за объемом и качеством  предоставляемых услуг, расширять  практику создания наблюдательных советов  при бюджетных учреждениях, усиливать  роль общества потребителей в данном процессе.

На втором уровне контроль за результативностью  деятельности самих СБП должен осуществляться Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных  расходов. Такой контроль необходимо реализовывать в процессе рассмотрения комиссией разделов докладов главных  распорядителей бюджетных средств, посвященных результатам их деятельности в отчетном периоде, а также отчетов  о результатах реализации межведомственных и ведомственных целевых программ. Итоги оценки результативности деятельности главных распорядителей бюджетных  средств должны содержаться в  Сводном бюджетном докладе. При  этом должна быть разработана методика оценки качества управления бюджетными средствами субъектами планирования.

Законченность системы мониторинга достигается  за счет внедрения третьего уровня контроля за результативностью деятельности правительства РФ со стороны Государственной  Думы РФ с привлечением Счетной палаты РФ. В целях обеспечения возможности  осуществления такого контроля ГД РФ должна участвовать в оценке разделов Сводного доклада правительства  РФ и докладов о результатах и  основных направлениях деятельности субъектов  бюджетного планирования, содержащих данные о динамике в отчетном периоде  плановых и фактически достигнутых  показателей результативности. Перед  рассмотрением Государственной  Думой РФ эти материалы должны проходить обязательную экспертизу в Счетной палате РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое применение  метода нормирования расходов  бюджета по отрасли «Социальная политика».

3.1. Формирование нормативов  финансовых затрат для обеспечения  на территории РФ единого социального  пространства.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальный стандарт на минимальном  уровне означает совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

Социальные нормы и нормативы  представляют собой единые или групповые  для однородных территорий субъекта РФ параметры социальных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, товарами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финансируемой из бюджета.

Система социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов субъектов РФ включает:

- социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;

- алгоритмы и технологии формирования социальных финансовых норм;

- состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном состоянии данных о характеристиках социальной инфраструктуры субъекта РФ;

- состав, алгоритмы и технологии формирования стоимостной величины прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета;

- алгоритмы и технологии формирования бюджетной потребности на планируемый год субъектов РФ;

- методика бюджетного регулирования.

Система социальных стандартов используется:

- в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;

- для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;

- в качестве нормативной базы для системы адресной социальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;

- для оценки качества жизни населения и условий для его роста.

Социальные стандарты и натуральные  нормы обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресурсами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференцированы по типам или видам учреждений отраслей. Классификация учреждений отраслей на типы и виды произведена по критерию общности норм. Натуральные нормы для каждой статьи расхода представлены тремя значениями для социальных стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Финансовые нормы системы социальных стандартов формируются с использованием натуральных норм и цен, тарифов. В качестве основных единиц нормирования приняты: один работающий, один обслуживаемый, воспитанник, обучаемый, один метр квадратный площади, одно учреждение. В зависимости от специфики отрасли используются другие единицы нормирования: одно автотранспортное средство (для городского автотранспорта), один печатный лист (для средств массовой информации).

Для формирования финансовых норм в  зависимости от периода времени, на который они формируются, используются дефляторы цен, тарифов. Данные о ценах на товары формируются в результате мониторинга цен на территориях региона. При формировании финансовых норм используются средние значения цен субъекта РФ.

В соответствии со структурой натуральных  норм финансовые нормы формируются  также для трех уровней бюджетной  обеспеченности: минимального, среднего, рационального.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм — нормативная  база для расчета бюджетной потребности  на планируемый год.

Бюджетная потребностьформируется для субъекта РФ в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки  в актуальном состоянии характеристик  социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:

- анализ предлагаемых социальных стандартов и натуральных норм, утверждаемых на уровне исполнительной власти субъекта РФ;

- сбор характеристик о социальной инфраструктуре;

- формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;

- анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджетной потребности;

- расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджетной обеспеченности;

- формирование доходной части бюджета субъекта РФ;

- на основе согласования доходной части и бюджетной потребности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффициентов и формирование бюджетной потребности, согласующейся с доходной частью бюджета;

- уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.

Формирование расходной части  бюджета с использованием стандартов и норм является основой для применения методики бюджетного регулирования, в  основе которой стимулирование территорий к достижению самофинансирования, росту  собираемости налогов.

Временные государственные минимальные  социальные стандарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. В зависимости от доходов бюджета области, принятых на очередной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.

Финансовые нормативы для расчета  минимально необходимых расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет потребительскую корзину.Стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы составляют прожиточный минимум.

Прожиточный минимум в целом  по РФ используется в следующих целях: для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; для 'обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ применяется для:

- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

- формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп  населения в целом по России и  в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская  корзина устанавливается законодательными и представительными органами субъектов  РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических  условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской  корзины и данных об уровне потребительских  цен на продукты питания, непродовольственные  товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум, определяемый в  целом по России, является основой  для установления минимального размера  оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Минимальный размер оплаты труда и  минимальный размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Семья, среднедушевой доход которой  ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы развития  системы социальной защиты населения

Новая система бюджетного учета, действующая  с 2005 года, предполагает прозрачность движения государственных финансовых потоков, что обеспечивает возможность  оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств. Необходимость такой оценки продиктована ограниченностью бюджетных средств. В последнее время бухгалтеры бюджетных учреждений все чаще задаются вопросом: как оценить финансовую деятельность организации? В статье речь пойдет о том, какие критерии характеризуют эффективность использования  бюджетных средств бюджетными учреждениями.

Концепцией  реформирования бюджетного процесса в 2004 – 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах  по повышению результативности бюджетных  расходов», было определено, что бюджетополучатели  в рамках осуществления своей  деятельности должны максимально эффективно расходовать бюджетные ресурсы. Президент РФ ежегодно в своих  посланиях Федеральному собранию отмечает, что бюджетная политика должна формироваться  исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности  и прозрачности управления общественными  финансами (Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 30.05.2006 «О бюджетной политике в 2007 году»). Эти  цели предполагается достичь путем:

Информация о работе Формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика