Напервомэтапезадаютсястратегическиецели,реализуемыепосредствомпрограмм.
Навторомэтапеоцениваетсяпотребностьвтрудовыхиматериальныхресурсах,необходимыхдляреализациипрограмм.Здесьжевыявляетсянедостатокресурсовипринимаетсярешениеонеобходимостивнесенияизмененийвпрограмму.
Натретьемэтапеопределяютсяпотребностьвфинансировании.Есливеличинапотребностивфинансовыхресурсахбольшезаданной,томеняетсясодержаниепрограммыи,соответственно,ихресурснаябаза,чтодостигаетсязасчетитерацийвходефинансовогопланирования:исходныепоказателибудутподвергатьсяизменениюдотехпор,покасумманеобходимыхзатратнесовпадетсзаданнымобъемомфинансирования.Такимобразомреализуетсябалансовыйпринципсоставленияфинансовогоплана.
Напрактикеувязкабалансовогоикалькуляционного(ресурсного)методовпланированияреализуетсяшахматнымметодом,гдепогоризонталипредставленывидызатрат,аповертикали-программы.
ВнастоящеевремяперсоналнекоммерческихорганизацийвРоссиииспытываетопределенныетрудностивразработкефинансовыхпланов,чтообусловленорядомобъективныхпричин.Впервуюочередь,этосвязаностем,чтомеханизмфункционированиянекоммерческихорганизацийнесколькоотличаетсяотмеханизмафункционированиямногихдругихорганизаций,посколькуприсоставлениифинансовогоплананеобходимоучитыватьрядспецифическихособенностей.Книмотносятсяограниченностьфинансовыхресурсовиследующеесочетаниепараметров:одинисточникфинансирования-однапрограмма;многоисточниковфинансирования-однапрограмма;многоисточниковфинансирования-многопрограмм;одинисточникфинансирования-многопрограмм.
Втожевремяслабостьметодическогоипрограммногообеспечения,используемогоприпланированиииконтроледеятельностинекоммерческойорганизации,непозволяетнасегодняшнийденьобеспечитьдолжноевзаимодействиеисполнителейпроектовипрограммсмеценатамиигрантодателями.Апоэтомупредложенныйалгоритмсоставленияфинансовогоплананекоммерческойорганизацииможетстатьдейственныминструментомврешениипоставленныхзадач.
Всеже,попытаемсявыявитьотличияорганизациифинансовнапредприятияхнекоммерческих,каковыми,вданномслучаевыступаютгосударственныеобразовательныеучрежденияоткоммерческихпредприятий.
Отличиепервое.Пункт1ст.48ГКРФтребует,чтобыюридическоелицообязательноимелосамостоятельныйбаланслибосмету,посколькуналичиетакогодокументавыражаетивопределеннойстепениобеспечиваетимущественноеобособлениеиорганизациюимущественнойсамостоятельностиюридическоголица.Смета,отражающаяпоступлениеирасходованиефинансовыхсредств,является,какправило,формойорганизацииимущественногообособленияучреждений,финансируемыхзасчетвнешнегоисточникаиосуществляющихнекоммерческуюдеятельность,ккаковымотносятсягосударственныеобразовательныеучреждения.Поопределениюсметабюджетногоучреждения-этоосновнойплановыйдокумент,дляфинансированияучреждений:определяетобъем,целевоеназначениеипоквартальноераспределениебюджетныхассигнованийнавсерасходыданногоучреждения.Утвержденнаясметаявляетсяоснованиемдлярасходованиявыделяемыхизбюджетасредств.Вотличиеотдругихфинансовыхпланов,составляемыхвформебалансадоходовирасходов,сметапредставляетсобойпланрасходовиотражаетодностороннийхарактеротношенийсбюджетомучреждений,состоящихнасметномфинансировании.Темнеменее,дляпрактическойдеятельностигосударственныхобразовательныхучрежденийзаконодательствообобразованиипредусматриваетналичиебалансаилидокумента,отражающегонетолькорасходыобразовательногоучреждения,ноиполучаемыеимдоходы."Образовательноеучреждениесамостоятельноосуществляетфинансово-хозяйственнуюдеятельность.Оноимеетсамостоятельныйбалансирасчетныйсчет,втомчислевалютный,вбанковскихииныхкредитныхорганизациях"(ст.43,п.1,ЗаконРФ"Обобразовании").Этожеположениеподкрепляетсязаконодательствомонекоммерческихорганизациях.Некоммерческаяорганизациядолжнаиметьсамостоятельныйбалансилисмету.Отсюдаследует,чтобалансилисметаявляютсявзаимозаменяемымидокументами.
Отличиевторое.Доходнаячастьгосударственногообразовательногоучрежденияформируетсяиз:
-нормативногобюджетногофинансирования;
-доходовгосударственныхобразовательныхучрежденийотпредпринимательскойиинойприносящейдоходдеятельности;
-доходовотарендыплощадейиресурсовгосударственныхобразовательныхучреждений.
Отличиетретье.Расходнаячастьгосударственногообразовательногоучреждениясостоитиз:
-расходовнаоплатутруда,выплатустипендий,трансфертов;
-расходовнаоплатукоммунальныхуслуг;
-расходовпотекущемуикапитальномуремонту,обслуживаниюисодержаниютерриторий,зданий,сетей,коммуникацийипрочее;
-выбораифинансированияприоритетныхнаправленийразвитиягосударственныхобразовательныхучреждений.
Отличиечетвертое.Несмотрянаопределениенекоммерческойорганизации,какорганизации,длякоторойизвлечениеприбыли-неявляетсяглавнойцелью,вусловияхотносительнойсвободыиспользованияфинансовыхсредстводнойизважнейшихзадачучреждениястановитсяоптимизациядоходнойирасходнойчастейбюджета,тоестьувеличениедоходовиуменьшениерасходов.Полученнаянекоммерческойорганизациейприбыльнеподлежитраспределениюмеждуучастникаминекоммерческойорганизации.
Отличиепятое.Органыгосударственнойвластииорганыместногосамоуправления,всоответствиесост.31п.1.ЗаконаРФ"Онекоммерческихорганизациях",создаютгосударственныеимуниципальныеучреждения,закрепляютзанимиимуществонаправеоперативногоуправлениявсоответствиесГКРФиосуществляютполноеиличастичноефинансирование.
Отличиешестое.Органыгосударственнойвластииорганыместногосамоуправлениявпределахсвоейкомпетенциимогутоказыватьнекоммерческиморганизациямэкономическуюподдержкувразличныхформах,втомчисле:
-предоставлениевсоответствиисзаконодательствомльготпоуплатеналогов,таможенныхииныхсборовиплатежейнекоммерческимиорганизациями,созданнымвобразовательныхнуждах,сучетоморганизационно-правовыхформнекоммерческихорганизаций;
-предоставлениенекоммерческиморганизацияминыхльгот,втомчислеполноеиличастичноеосвобождениеотплатызапользованиегосударственнымимуниципальнымимуществом;
-размещениесрединекоммерческихорганизацийнаконкурснойосновегосударственныхимуниципальныхзаказов;
-предоставлениевсоответствиисзакономльготпоуплатеналоговгражданамиюридическимлицам,оказывающимнекоммерческиморганизациямматериальнуюподдержку.
Отличиеседьмое.Размерыиструктурадоходовнекоммерческойорганизации,атакжесведенияоразмерахисоставеимуществанекоммерческойорганизации,оеерасходах,численностиисоставеработников,обоплатеихтруда,обиспользованиибезвозмездноготрудагражданвдеятельностинекоммерческойорганизациинемогутбытьпредметомкоммерческойтайны
Такимобразом,финансовоепланирование-планомерноеуправлениепроцессамисоздания,распределения,перераспределенияииспользованияденежныхресурсов.
Задачамифинансовогопланированияявляетсяследующее:определяютсяисточникииобъемыфинансовыхресурсов,необходимыедляобеспечениядеятельностисубъекта;намечаютсявидыиразмерыспециальныхденежныхфондов,атакжеспособыихформированияинаправленияиспользования;устанавливаетсясоотношениевраспределениицентрализованныхидецентрализованныхфинансовыхресурсовсцельюобеспечениянеобходимыхтемповипропорцийсоциальногоиэкономическогоразвития;вскрываютсярезервыиспользованияматериальных,трудовыхиденежныхресурсов;осуществляетсяпостоянныйконтрользапроизводственно-финансовойдеятельностьюпредприятий,организаций,учреждений.
Финансовыйпланпредставляетсобойдокумент,вкоторомотражаютсяпритокииоттокиденежныхсредств.
Доходнаячастьфинансовогоплана-этовсевозможныеисточникифинансированияданнойорганизации,включаяфинансовыевозможностисамойорганизации(доходыоткоммерческихвидовдеятельности),имеющиесявналичииилипредполагаемые.
Расходы,отраженныевфинансовомплане,должныбытьнаиболееприближеныкуставнымцелямизадачамнекоммерческойорганизации;назначениеипорядокформированиястатейдолженбытьпонятенпотребителямданнойинформации.Такимобразом,реализуетсябалансовыйпринципсоставленияфинансовогоплана.
2.
Совершенствование методов планирования
расходов по отрасли «Социальная
политика».
2.1.
Основные направления повышения
эффективности бюджетных расходов
Повышение
эффективности бюджетных расходов
на оказание услуг обществу является
одной из приоритетных задач современной
политики бюджетного планирования и
реформирования на всех уровнях системы
общественных финансов. Государство
несет ответственность за принятые
на себя расходные обязательства
и должно приводить доказательства
того, что израсходованные бюджетные
средства принести определенный результат
или истрачены с каким-то эффектом.
Причем полученные эффекты должны быть
достаточно достоверны и подтверждаться
определенными цифровыми значениями
по направлениям, статьям, программам,
проектам бюджетного финансирования общественных
нужд. Таким образом, основной проблемой
реализуемой на данный момент бюджетной
реформы, является повышение эффективности
бюджетных расходов на всех уровнях
бюджетной системы, так как это
более важный фактор роста эффективности
в современных условиях по сравнению
с его доходной частью. Особенно этот вопрос
актуален в настоящее время, в условия
посткризисного восстановления российской
экономики, и как следствие – возникновение
нестабильной ситуации с доходной частью
бюджета.
В экономической
литературе понятие «эффективность»
как относительное понятие выражается
соотношением результата от какого-либо
мероприятия и затрат на его осуществление,
и имеет особенность определяться
количественно и качественно. Качественная
составляющая эффективности бюджетных
расходов – достижение определенных
качественных характеристик, заложенных
в бюджетном планировании. Например,
создание условий и предпосылок
для максимально эффективного управления
государственными (муниципальными) финансами
в соответствии с приоритетами государственной
политики. С количественной стороны,
эффективность – степень достижения
количественного результата и последующего
сравнения данного результата с
совокупностью результатов аналогичных
действий. В сфере общественных финансов,
понятие «эффективность» имеет свою специфику.
Здесь, говоря об эффективности, речь идет,
прежде всего, о социальном эффекте от
предоставления бюджетных услуг для общества.
Международная
практика реформирования бюджетного процесса
нацелена на повышение эффективности
бюджетных расходов и развивается
в направлении отказа от сметного
планирования в пользу системы управления
государственными финансами по критериям
результативности, введения различных
форм мониторинга, оценки и бюджетирования,
ориентированного на результат (БОР). Реформа
бюджетного процесса в Российской Федерации
идет по тому же пути. Основными тенденциями
эволюции бюджетного законодательства
в Российской Федерации становятся
финансирование не расходов, а выполняемых
исполнителями функций, расширения
самостоятельности и полномочий
распорядителей и получателей бюджетных
средств и смещение акцентов с
контроля за исполнением сметы на
контроль за достижением заявленных
результатов. Расширяются горизонты
планирования, осуществляется переход
от краткосрочного к среднесрочному
планированию. В международной практике
средствами повышения эффективности
бюджетных расходов являются также
привлечение к оказанию бюджетных
услуг частного сектора, реорганизация
бюджетных учреждений, изменение
их организационно-правовой формы, что
приводит к повышению их самостоятельности
в распоряжении ресурсами, ответственности
за достижение финансовых результатов
и тем самым к росту эффективности
расходования средств. В настоящее время
существуют следующие основные направления
повышения эффективности бюджетных расходом,
распространенные в международной практике
и актуальные для нашей страны:
1) внедрение
инструментов БОР;
2) реформирование
бюджетного сектора (реструктуризация
бюджетной сферы);