Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение видов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) Изучение способов оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
2) Изучение деятельности фондов, формируемых на федеральном уровне для осуществления межбюджетных трансфертов;
3) Проведение анализа объемов финансовой помощи, выделяемой из федеральных фондов;
4) Обоснование необходимости совершенствования межбюджетных отношений;
Предметом исследования стали межбюджетные отношения в РФ, их проблемы и формы. Объектом исследования выступили федеральные фонды для поддержки субъектов Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 86.61 Кб (Скачать)

       Проанализируем  оставшиеся два фонда.

       Фонд  регионального развития в 2009 году составил 76072,0 млн.рублей. В 2010 году размер данного  фонда не изменился.

       Фонд  реформирования региональных финансов на 2009 год был равен 5000, 4 млн. руб., но в 2010 году размер фонда снизился до 4872, 3 млн.рублей ( на 2,6 %)

     Рассмотрим  структуру распределения средств  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в 2010 году (табл. 3), как самого крупного из фондов. Рассмотрим этот показатель на примере нескольких субъектов.

Таблица 3- Дотации на выравнивание

бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, 2010 год[3] 

 
Субъект РФ
 
Сумма, тыс.руб.
Московская  область                                            2 881 290,7
Республика  Адыгея (Адыгея)                                    3 514 900,0
Республика  Алтай                                              5 849 275,3
Республика  Башкортостан                                       3 350 086,6
Республика  Дагестан                                          11 587 695,3
Ставропольский  край                                          30 366 868,3
Хабаровский край                                              10 071 949,3
Амурская  область                                              7 598 047,5
Саратовская область                                           6 005 579,5
Субъект РФ Сумма, тыс.руб.
Сахалинская область 2 854 264,8
Еврейская автономная область    2 300 127,6
 

Из таблицы 3 видно, что объем денежных средств  из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации крупный. И для каждого региона эти суммы особенные, причины по которым тому или иному субъекту предоставляется определенная сумма, разнообразны.

     Здесь важную роль играют те причины, по которым  данные регионы классифицируются по уровням доходов, то есть это и  природно – климатические условия, и обеспеченность региона природными минеральными ресурсами, также играет роль наличие производства на данной территории и политическая ситуация в стране.

           Примером этому могут служить  объемы дотаций в таких республиках,  как: Чеченская республика, Дагестан  и т.д. В этих регионах нередко  случаются конфликты, соответственно, чтобы не слишком усиливалось  отставание их от развитых  центральных регионов, суммы дотаций  определяются государством в  крупном размере. 

       Все средства на социально-экономическое  развитие регионов, выделяемые из федерального бюджета, распределяются через Фонд регионального развития.

     Все средства на социально-экономическое  развитие регионов, выделяемые из федерального бюджета, распределяются через Фонд регионального развития. Фонд компенсаций предоставляет средства, как правило, для социальных выплат и пособий.

     Межбюджетные  трансферты из Федерального бюджета имеют много направлений, часть межбюджетных трансфертов представлена в таблицах 4,5,6.

     Таблица 4 - Межбюджетные трансферты субъектам РФ на 2010 год, тыс.руб.[3] 

     Показатели      Сумма, тыс.руб.
Межбюджетные трансферты на переселение граждан из закрытых территориальных образований.        527 221,0
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков        8 886 400,7
Межбюджетные трансферты на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга                                                               350 000,0
 

       Таблица 5 - Субсидии бюджетам субъектов РФ на 2010 год, тыс.руб.[3] 

       Показатели Сумма , тыс.руб.
Субсидии  на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий        2 876 342,5
Показатели        Сумма, тыс.руб.
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи

                                                                   

       9 573 413,0
Субсидии на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики, медицинскими сестрами        20 966 959,0
Субсидии бюджетам субъектов на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений                                                                  1 216 700,0
 

   Из данных вышеуказанных таблиц можно оценить объемы оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, основные направления деятельности государства.

Таблица 6 - Субвенции бюджетам субъектов РФ на 2010 год, тыс. руб. [3]

Показатели Сумма , тыс.руб.
Субвенции бюджетам субъектов РФ на 2010 год на

 обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" 

                                                    

       5 516 052,4        
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан субъектов РФ                101 776 682,7
Субвенции на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений                                                                   11 009,2
Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения.                                                                  1 141 401,0        
 

     Сложившаяся структура межбюджетных трансфертов  с преобладанием доли субсидий и дотаций отвечает требованиям по устойчивому социально-экономическому развитию регионов и выравниванию обеспеченности субъектов объектами социальной инфраструктуры. 
 
 
 
 

       Заключение

       Вопросы повышения эффективности бюджетных  расходов и укрепления доходной базы бюджетов всегда актуальны для публично-правовых образований любого уровня. Установленный Бюджетным кодексом принцип самостоятельности бюджетов предопределяет ответственность за принимаемые на каждом уровне решения и по текущим вопросам жизнедеятельности публично-правовых образований. Как в таких условиях консолидировать усилия  субъектов РФ на достижение единых целей?

       Одним из таких инструментов является создание продуманной и взвешенной системы межбюджетных отношений. Она строится путем формирования нормативной правовой базы по предоставлению, распределению и использованию разных видов межбюджетных трансфертов.

       Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ позволяет им финансировать текущие первоочередные расходы региональных бюджетов и стимулирует их на более активные действия по выявлению и использованию резервов собственных налоговых и неналоговых доходов при решении вопросов социально-экономического развития территорий.

       Сложившаяся структура межбюджетных трансфертов  с преобладанием доли субсидий и дотаций отвечает требованиям по устойчивому социально-экономическому развитию регионов и выравниванию обеспеченности субъектов объектами социальной инфраструктуры. Одновременно субсидирование позволяет:

  1. Снизить значительные различия между регионами по качеству предоставления отдельных услуг;
  2. Обеспечить предоставление  услуг равного объема при неравномерном распределении потребителей услуг по территории региона.

           В настоящее время обсуждается вопрос пересмотра структуры региональных межбюджетных трансфертов по следующим направлениям.    

     Во-первых, рассматривается возможность существенного  увеличения доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (в том числе и за счет уменьшения объема и доли субсидий в структуре межбюджетных трансфертов). Полагаю, что данное направление развития межбюджетных отношений имеет ряд недостатков:

  1. Снижает мотивацию к развитию инфраструктуры регионов, поскольку будет обеспечивать местные бюджеты доходами нецелевого назначения в объемах, достаточных для осуществления текущих первоочередных расходов;
  2. Не будет способствовать достижению единых целей социально-экономического развития региона и равномерному развитию региона по объему (качеству) предоставляемых  услуг;
  3. Лишит регион управляемости показателями социально-экономического развития, отнесенными к вопросам местного значения.

       Во-вторых, предложено закрепить за региональными бюджетами дополнительные нормативы отчислений от налогов. Данное предложение приведет:

  1. К концентрации доходов бюджетов в точках экономического роста;
  2. Снижению налоговых доходов  федерального бюджета, в результате чего сократятся его возможности по выравниванию бюджетной обеспеченности и инфраструктуры муниципальных образований.[5, 3 - 5]

       Анализируя  вышеизложенное, хотелось бы отметить, что применение единых стандартов организации межбюджетных отношений для различных регионов, имеющих различный уровень налогового потенциала и социально-экономического развития, не приведет к повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Полагаю, что система межбюджетных отношений должна строиться на индивидуальных особенностях регионов с учетом их слабых и сильных сторон.

       Для повышения эффективности функционирования системы оказания финансовой помощи регионам Российской Федерации из федерального бюджета и для уменьшения финансовой зависимости регионов от центра необходимо:

       1)    законодательно закрепить за регионами значительную самостоятельность в получении собственных доходов (в том числе неналоговых);

       2)    во избежание стимулирования иждивенчества субъектов РФ и снижения заинтересованности органов власти территориальных образований в улучшении финансовых результатов своей деятельности проводить ежегодный всероссийский конкурс на самое эффективное управление региональными финансами с последующим направлением в регионы-победители государственных инвестиций;

       3)    помимо объективной оценки кредитоспособности и качества управления региональными финансами перед оказанием финансовой помощи субъекту РФ организовать жесткий постоянный контроль за целевым расходованием выделенных средств и за экономической деятельностью администрации субъекта в целом. Для этих целей учредить в дотационных регионах постоянно действующие ревизионные комиссии, состоящие из представителей Министерства финансов, Счетной палаты и налоговой службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях