Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение видов финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) Изучение способов оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
2) Изучение деятельности фондов, формируемых на федеральном уровне для осуществления межбюджетных трансфертов;
3) Проведение анализа объемов финансовой помощи, выделяемой из федеральных фондов;
4) Обоснование необходимости совершенствования межбюджетных отношений;
Предметом исследования стали межбюджетные отношения в РФ, их проблемы и формы. Объектом исследования выступили федеральные фонды для поддержки субъектов Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 86.61 Кб (Скачать)

       Субвенции из Федерального фонда компенсаций  распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для  соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, отдельных групп населения, потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в субъектах РФ.

       Подведем  итог:  целью федерального фонда  компенсаций является финансирование мандатов, гарантированных федеральными  законами (социальные пособия и льготы населению). Распределяются на основе численности лиц, имеющих право  на получение социальной помощи(льгот). Тип финансовой помощи – субвенции  на финансирование федеральных обязательств, предоставляются при условии  целевого использования средств.

       Следующий фонд – Федеральный фонд регионального  развития, основанный в 2000 году. Новый  механизм введен в 2002 – 2004 гг. С 2005 года фонд ориентирован также и на муниципальный  уровень. Создан в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для  долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных  субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития.

       Отбор инвестиционных программ, проектов, федеральных  целевых программ регионального  развития для предоставления указанных  субсидий и их распределения между  субъектами Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

       Объем Федерального фонда регионального  развития и распределения его  средств между субъектами РФ утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

       Подведем  итог по Федеральному фонду регионального  развития:  создан с целью поддержки  развития региональной инфраструктуры. Распределяется на основе конкурсного  отбора инвестиционных проектов.  Тип  финансовой помощи – субсидия (долевая) на финансирование инвестиционных программ и проектов. Предоставляется на условиях софинансирования.

       Федеральный фонд софинансирования социальных расходов создан в 2003 году в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации  субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации.

       Фонд  софинансирования социальных расходов был создан в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого  разряда тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно–коммунальных услуг.

       Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются  федеральными законами или нормативно-правовыми  актами Правительства РФ.

       Подведем  итог по данному фонду:  целью  данного фонда является финансирование приоритетных расходов и поддержка  реформ в социальной сфере. Распределяется на основе нормативных расходов и  их частичного возмещения с оценкой  хода реформы. Тип финансовой помощи – долевая субсидия на определенную функциональную статью расходов (отрасль). Предоставляется при условии, что  уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ.

       И последний федеральный фонд –  Фонд реформирования региональных и  муниципальных финансов. Данный фонд создан в 2005 году в составе Федерального бюджета, и является правоприемником  действовавшего в 2002 – 2004 гг. Фонда  реформирования региональных финансов. Средства Фонда распределяются между  отобранными на конкурсной основе субъектами Российской Федерации, осуществляющими  реализацию программ реформирования региональных финансов, и направляются на реализацию указанных программ, погашение и  обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы. Выбранные регионы должны как минимум выполнить первый этап двухлетней программы финансовой реформы. Эта программа ориентирована на реформу бюджетного процесса, межбюджетных отношений в регионах, управления расходами, управления региональными и муниципальными долгами и имуществом, системы учета, финансовой отчетности и аудита. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов – фонд региональной помощи с наиболее детально проработанными нормативами местного уровня.

       Фонд  реформирования региональных финансов создан для финансового оздоровления, содействования реформированию бюджетной  сферы, стимулирования экономических  реформ в регионах. Источникам формирования фонда являются средства федерального бюджета.

       Итог  по данному фонду следующий, цель Фонд реформирования региональных и  муниципальных финансов – это  содействие проведению бюджетных реформ. Денежные средства распределяются по конкурсу программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения. Тип финансовой помощи – субсидии, субвенции на определенный тип (направление) расходов, предоставляются при условии  реализации программы реформы.

       Межбюджетные  трансферты, в различном виде, с  разными названиями уже давно  стали неотъемлемой частью системы  финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов  Российской Федерации. Предоставление этих средств является строго обязательным, регламентировано в нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти, является строго необходимым элементом межбюджетных отношений. Имеется более или менее четкое представление о том, зачем эта помощь нужна и как она распределяется.

       Еще раз охарактеризуем кратко каждый из фондов.

   Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации нужен для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации – повышения доходов регионов в наименьшей степени обладающих налоговой базой.  
  Фонд компенсаций – для финансового обеспечения федеральных полномочий, реализуемых на региональном и местном уровнях.  
    Фонд регионального развития – для сокращения разрыва в уровне обеспеченности регионов объектами социальной и инженерной инфраструктуры.  
      Фонд реформирования региональных финансов – для реформирования и оздоровления региональных  финансов, развития социальной  инфраструктуры, повышения  эффективности   бюджетных расходов,  поддержки   экономических реформ.

   Фонд софинансирования социальных расходов – для стимулирования региональных и местных властей в приоритетном порядке повышать качество и масштабы обеспечения наиболее важных социальных функций.  
    При распределении финансовой помощи из каждого фонда необходимо изначально установить, что право на получение этих средств будут иметь только ограниченное число субъектов Российской Федерации, темпы экономического развития которых за первый квартал текущего финансового года существенно отстают от среднероссийских. Оценка “социально-значимых“ расходов территориальных бюджетов, необходимая для концентрации этой финансовой помощи только в регионах, имеющих низкий уровень социально-экономического развития, должна производиться только на основе расчетной потребности по укрупненным позициям расчетных (не фактических) расходов, определенных исходя из численности населения субъектов Российской Федерации, а не сетевых показателях сложившейся сети бюджетных учреждений. Важно сохранить и в этом случае двухэтапность распределения средств, чтобы улучшение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации стало результатом не только получаемой помощи, но и реальными усилиями региональных и местных властей. В этих условиях получение финансовой помощи будет обусловлено действительными и объективными факторами, отражающими условия, влияющие на сбалансированность территориальных бюджетов, но, при этом, формирующие систему стимулов для самостоятельного решения возникающих проблем.

      Ежегодно  направления расходования денежных средств из Федеральных фондов меняются, в зависимости от ситуации в стране, финансовой обеспеченности регионов и  другим причинам.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕХАНИЗМ  ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Субъекты  Российской Федерации значительно  различаются между собой по уровню социально-экономического развития (в  силу расположения в разных климатических  зонах), также по уровню обладания  различными природно-ресурсными потенциалами и неодинаковой степени развития транспортной инфраструктуры, промышленного  и сельскохозяйственного производства. В связи с этим очевиден тот  факт, что большинство регионов не имеют достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно выполнять в полном объеме все  социальные функции государства  на своей территории без помощи извне, равно как поддерживать на должном  уровне и развивать экономику. Из этого вытекает объективная необходимость  перераспределения федеральным  центром части финансовых ресурсов в пользу экономически слаборазвитых  регионов для их поддержки и обеспечения  выполнения социальных и экономических  задач.[7,c.13 - 15]

       Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется через 5 фондов:

    • Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
    • Фонд компенсаций
    • Фонд софинансирования социальных расходов
    • Фонд регионального развития
    • Фонд реформирования региональных финансов

       Данные  фонды способствуют тому, чтобы субъекты РФ имели возможность в полной мере исполнять свои обязательства. Недопустима большая разница  в бюджетной обеспеченности регионов, или недовыполнение каких – либо целевых программ, соответсвенно  для нормального функционирования всей целостной системы государства  создание и обеспечение деятельности федеральных фондов необходимо.

       Характеристика  всех пяти фондов представлена в таблице 1.

Таблица 1- Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации[8, с.143] 

  

Рассмотрим  и проанализируем размеры фондов, конкретные направления оказания финансовой помощи регионам, утвержденные федеральными законами "О федеральном бюджете  на 2009 год" и "О федеральном бюджете на 2010 год", объемы финансирования по этим направлениям (как в целом, так и в отдельности по некоторым субъектам федерации).

       В таблице 2 приведены размеры пяти фондов, через которые оказывается  финансовая помощь субъектам Российской Федерации.

 
Таблица 2 - Размеры фондов финансовой помощи регионам (млн. руб.)[2,3] 

Показатели 2009 2010 Темп роста
Фонд  финансовой поддержки субъектов  РФ 373995, 7 396995, 7 106,1
Фонд  компенсаций 134011,1 138447,8 103,3
Фонд  регионального развития 76072,0 76072,0 -
Фонд  софинансирования социальных расходов 16000,0 11000,0 68,8
Фоид  реформирования региональных финансов 5000,4 4872,3 97,4
Итого 605079,2 627387,8 103,7
 

       В 2009 г. суммарный объем фондов финансовой помощи составил 9,6 % от общей суммы  расходов федерального бюджета, в 2010 г. – 10,4 %.

       Наибольшие  размеры из пяти фондов имеют Фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (почти 70 % от суммарной  величины всех рассматриваемых фондов), и Фонд компенсаций (около 20 %). В 2009 году размер данного фонда составил 373995, 7 млн. рублей, а в 2010 году размер фонда увеличился на 6,1 % , и составляет 396995,7 млн.рублей.

       Как показывают данные таблицы 2, в 2010 г. значительно  уменьшился размер Фонда софинансирования социальных расходов (на 31,2%), размеры  же других фондов изменились весьма незначительно, что свидетельствует о неизменности объемов финансирования регионов из федерального бюджета. Это вызвано тем, что налоговые поступления, на основании которых рассчитываются объемы фондов, существенно не увеличиваются.

Информация о работе Финансовая помощь субъектам РФ в современных условиях