Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………3
Глава 1. Федеральный бюджет, его сущность, состав и структура……...4
1.1. Федеральный бюджет, его сущность, функции и принципы………..4
1.2. Доходы и расходы федерального бюджета……………………………8
Глава 2.Составление и рассмотрения федерального бюджета………..…11
2.1. Составление проекта федерального бюджета………………………..11
2.2.Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………….25
2.3.Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет………..20
2.4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год
и плановый период 2013-2014 годов»……………………………..………21
Заключение ………………………………………………………………....25
Список литературы………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ Документ Microsoft Office Word.docx

— 561.30 Кб (Скачать)

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации при их утверждении  на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается  создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере  не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и  расходах федерального бюджета за 2007-2011 гг. представлены в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Составление  и рассмотрения федерального бюджета

2.1. Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива  правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета  основывается на следующих документах:

    • бюджетном послании Президента РФ;
    • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
    • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
    • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное послание  Президента РФ направляется Федеральному  собранию РФ не позднее марта  года, предшествующего очередному  финансовому году. В бюджетном  послании Президента РФ формулируется  бюджетная политика на очередной  год. Она определяется на основе  приоритетных задач развития  экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического  развития разрабатывается на  основе данных статистики за  последний отчетный период и  тенденций развития экономики  и социальной сферы на планируемый  год.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной  финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей  бюджета от ранее запланированных;

метод экстраполяции, состоящий  в определении сложившихся тенденций  в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о  неизменности этих тенденций на будущий  период.

3. Основные направления  бюджетной и налоговой политики  на очередной финансовый год  представляют собой документ, содержащий  план изменений в бюджетной  и налоговой политике и соответственно  в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе  могут быть предусмотрены изменения  ставок некоторых налогов и  распределения налогов между  бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового  баланса — это прогноз доходов  и расходов всех бюджетов по  территории РФ. Он составляется  на основе отчетного баланса  за предыдущий год и прогноза  социально-экономического развития  на будущий период. Этот баланс  отражает общий объем финансовых  ресурсов, имеющихся в стране, и  их распределение между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Федерации  и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет  принимать решения об изменениях  в распределении ресурсов между  бюджетами.

План развития государственной  экономики включает:

-сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;

-программу приватизации государственного имущества;

-данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

-прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;

-перспективный финансовый план;

-адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

-программа внутренних и внешних заимствований;

-программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный  финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и  содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов  и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается  в целях информирования законодательных  органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы. Этот план разрабатывается  на три года, из которых: первый год  — это год, на который составляется бюджет; следующие два года —  плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным  показателям бюджетной классификации.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики  основных характеристик проекта  федерального бюджета. Данный этап имеет  следующие подэтапы:

-Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;

-правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;

-Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;

-правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение  объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной  классификациями. Он имеет следующие  подэтапы:

Министерство финансов формирует  бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;

Министерство финансов согласует  планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные  вопросы по бюджетным проектировкам  подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой  министром финансов. Разработка и  согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается  не позднее 15 июля.

Одновременно завершается  разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте  бюджета. К ним относятся законопроекты  о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере  пенсии;

с 15 июля по 15 августа каждого  года правительство РФ рассматривает  прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  и проект федерального бюджета. Правительство  утверждает проект закона о федеральном  бюджете и вносит его в Государственную  думу.

 

2.2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается  и утверждается Государственной  думой.

Проект федерального бюджета  должен поступить в Государственную  думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета  предоставляется президенту РФ для  ознакомления.

Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

-предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;

-прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;

-основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;

-планом развития государственного сектора экономики;

-прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;

-прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;

-проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

-проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;

-проектом структуры государственного внешнего долга;

-проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает  проект закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  первом чтении в течение 30 дней со дня  его внесения.

Первое чтение бюджета

При рассмотрении Государственной  думой проекта закона о федеральном  бюджете в первом чтении обсуждается  его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления  бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

-доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

-распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

-дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;

-общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта  федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная  дума не имеет права увеличивать  его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта  закона о федеральном бюджете  на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации  и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик  федерального бюджета;

-вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;

-поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта  закона о федеральном бюджете  принимается постановление Государственной  думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  первом чтении.

Второе чтение

При рассмотрении Государственной  думой проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении, а также общий  объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету разрабатывает  и вносит на рассмотрение Государственной  думой проекта постановления  о принятии проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении

Государственная дума рассматривает  во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная  дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете  на очередной год, она передает указанный  законопроект в согласительную комиссию.

Третье чтение

При рассмотрении Государственной  думой проекта закона о федеральном  бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням  функциональной классификации, а также  распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ по субъектам Федерации, Федеральной  адресной инвестиционной программы  на очередной год и Программы  государственных внешних заимствований  РФ на очередной год.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура