Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………3
Глава 1. Федеральный бюджет, его сущность, состав и структура……...4
1.1. Федеральный бюджет, его сущность, функции и принципы………..4
1.2. Доходы и расходы федерального бюджета……………………………8
Глава 2.Составление и рассмотрения федерального бюджета………..…11
2.1. Составление проекта федерального бюджета………………………..11
2.2.Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………….25
2.3.Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет………..20
2.4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год
и плановый период 2013-2014 годов»……………………………..………21
Заключение ………………………………………………………………....25
Список литературы………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ Документ Microsoft Office Word.docx

— 561.30 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………3

Глава 1. Федеральный бюджет, его сущность, состав и структура……...4

1.1. Федеральный бюджет, его сущность, функции и принципы………..4

1.2. Доходы и расходы федерального бюджета……………………………8

Глава 2.Составление и рассмотрения федерального бюджета………..…11

2.1. Составление проекта федерального бюджета………………………..11

2.2.Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………….25

2.3.Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет………..20

2.4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год

 и плановый период 2013-2014 годов»……………………………..………21

Заключение ………………………………………………………………....25

Список литературы………………………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, бюджет государства  можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента  принятия государством этого документа  финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии  он приобрел форму документа, утверждаемого  парламентом. Через бюджет государство  образует и использует общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство  организует перераспределение общественного  продукта для удовлетворения общегосударственных  потребностей (распределение средств  между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.).

В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и частично доходы населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и др.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и  особенностей формирования доходов  федерального бюджета.

Глава 1. Федеральный  бюджет, его значение, состав доходов  и их роль в экономике государства

1.1 Федеральный  бюджет, его значение, структура

В статье 16 БКРФ дается следующее  определение Федерального бюджета - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для  исполнения Расходных обязательств Российской Федерации.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей и финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В конституции  РФ зафиксировано, что в ведении  Российской Федерации находится  федеральный бюджет, федеральный  налоги и сборы и т.д.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

Средства федерального бюджета - главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач  федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется  за счет федеральных налогов и  неналоговых доходов.

Бюджет выполняет ряд  функций:

1. Аккумулирующая или  функция образования бюджетного  фонда - Данную функцию выполняют  доходы бюджета. Структура доходов  непостоянна и зависит от общего  экономического положения в стране  и приоритетов экономической  политики в стране.

2. Перераспределительная  или функция использования бюджетного  фонда - так с помощью бюджетных  доходов и расходов происходит  перераспределение ВВП страны. При  этом государство осуществляет  финансирование отдельных отраслей  народного хозяйства, экономических  регионов, учреждений не производственной  сферы и отдельных хозяйствующих  субъектов с целью соблюдения  определенных макроэкономических  пропорций.

3. Контрольная - с помощью  данной функции осуществляется  контроль над действиями исполнительной  власти, выявляется финансовое положение  отдельных экономических субъектов,  отраслей хозяйства, территориальных  образований.

4. Регулирующая - означает, что  в условиях рыночной экономики  основным государственным инструментом  является финансовая система,  а центральным звеном - бюджет.

Кроме четырех функций, которые  являются основными, бюджет может выполнять  симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета

 Свою деятельность  бюджет выполняет на основании  соответствующих принципов:

Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной  классификации бюджетной системы  Российской Федерации, санкций за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов  и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в  соответствии с законодательством  Российской Федерации доходов и  расходов за бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации, а  также определение полномочий органов  государственной власти (органов  местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  Российской Федерации, законами о государственных  внебюджетных фондах, подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе  Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

1.2. Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета  делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

    • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
    • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    • государственную пошлину.
    • Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
    • доходов от использования имущества;
    • доходов от продажи имущества;
    • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета  также учитываются:

    • прибыль Банка России;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета  могут передаваться бюджетам субъектов  Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом  о федеральном бюджете на очередной  год.

Из федерального бюджета  финансируются следующие расходы:

    • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
    • функционирование федеральной судебной системы;
    • осуществление международной деятельности;
    • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    • государственная поддержка атомной энергетики;
    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    • исследование и использование космического пространства;
    • формирование федеральной собственности;
    • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
    • федеральная инвестиционная программа;
    • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается  создание резервных фондов. Резервный  фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ, его сущность, состав и структура