Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 07:36, курсовая работа
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Радикальное
решение проблем межрегиональной асимметрии
возможно лишь при увеличении экономического
и соответственно финансового и налогового
потенциала регионов и страны в целом.
Именно на это нацелены федеральные целевые
программы развития регионов.
2.
Разработка, утверждение и реализация
федеральных целевых программы по развитию
регионов, осуществляются в соответствии
с достаточно отлаженной системой законодательных
и других нормативных документов.
3.
К настоящему времени
Кроме
того, подготовлены и находятся на
различных стадиях рассмотрения
и согласования (в министерствах,
ведомствах, в Правительстве) еще 9 региональных
программ федерального уровня, а 5 программ
разрабатываются.
Утвержденными
программами социально-
Сопоставление
перечня программ с данными о
сравнительном уровне развития регионов
свидетельствует об общей нацеленности
совокупности программ на решение проблем
межрегиональной асимметрии.
4.
В законе о федеральном
5. К достоинствам сложившейся в России практики разработки и реализации ФЦП экономического и социального развития регионов можно отнести:
направленность на решение коренных проблем регионов, на структурную перестройку их экономики, на приведение ее в соответствие с новыми рыночными реалиями;
нацеленность всей совокупности региональных ФЦП на регионы с наиболее острыми экономическими, социальными и экологическими проблемами и тем самым на решение проблем асимметрии в территориальной структуре экономики страны;
подготовка региональных ФЦП дает возможность руководству регионов, занятому решением каждодневных задач, видеть и стратегические цели, определить, по крайней мере, для себя последовательную программу собственных действий по оздоровлению региональных финансов, решению коренных экономических и социальных проблем региона во взаимодействии со всеми хозяйствующими субъектами;
наличие
нормативной и законодательной
базы, определяющей отлаженность “технологии”
подготовки и реализации ФЦП (хотя в
этой базе есть существенные пробелы,
касающиеся как раз региональных
ФЦП).
Среди недостатков работы с региональными ФЦП наиболее существенны следующие:
явно недостаточное финансирование из федерального бюджета (это связано и с чрезмерно большим числом ФЦП по сравнению с возможностями федерального бюджета), а также из региональных бюджетов и- что особенно существенно- из внебюджетных источников (в самих программах заложены расчеты на то, что именно внебюджетные источники должны быть основными);
недостаточно
реализуется функция
недостаточно
соблюдается необходимая
не обеспечивается необходимая степень координации всех осуществляемых на территории одного региона ФЦП (отраслевых, функциональных, региональных);
не учитывается в должной мере необходимость придания приоритета объектам ФЦП при конкретном “наполнении” иностранных кредитных линий, предоставляемых по межгосударственным соглашениям и по соглашениям с международными организациями;
в практике разработки и реализации ФЦП недостаточно используются возможности, заключенные в органическом сочетании рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Несмотря
на эти недостатки, федеральные целевые
программы пользуются большой популярностью
в регионах. Все большее число региональных
руководителей хорошо понимает, что при
всех издержках в практике применения
программно-целевого метода, федеральные
программы регионов дают возможность
при умелом использовании привлечь отечественных
и иностранных инвесторов к решению коренных
проблем экономики региона, пользуясь
наличием утвержденной Правительством
программы как определенной гарантией,
подтверждающей серьезность намерений
федеральных и региональных органов власти.
Кроме того, сам процесс подготовки Программы,
даже до ее утверждения, дает руководству
региона возможность системно рассмотреть
проблемы региона и построить собственную
программу действий.
Количественная
оценка эффективности реализации ФЦП
регионов весьма затруднена сейчас тем,
что несмотря на большое их количество
и накопленный разнообразный опыт, процесс
их реализации, по существу, находится
на начальном этапе (даже принятая одной
из первых Курильская программа осуществлена
пока лишь на 22%). Тем не менее практически
по каждой есть определенные реальные
результаты в виде осуществленных программных
мероприятий.
6.
На предстоящий период
Список
используемой литературы
Перечень
федеральных целевых
программ, предлагаемых
к финансированию
из федерального бюджета (государственные
капитальные вложения)
млн. рублей
Раздел 1. Развитие высоких технологий
Федеральная космическая
Программа "Глобальная
подпрограмма "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС"
подпрограмма "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в области транспорта"
подпрограмма "Создание высокоэффективной
системы геодезического
подпрограмма "Разработка и подготовка
производства навигационного
подпрограмма "Модернизация и
создание перспективных
Программа "Исследования и
разработки по приоритетным
Программа "Развитие
Программа "Развитие
Программа "Развитие
Программа "Развитие
Программа "Развитие
Программа "Развитие
Программа "Национальная
Программа "Ядерные
Раздел 2. Жилье
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы (второй этап)
подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"
подпрограмма "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан,
подпрограмма "Обеспечение земельных
участков коммунальной
подпрограмма "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан"
Расходы общепрограммного
Мероприятия по реализации
Программа "Совершенствование
системы комплектования