Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 07:36, курсовая работа
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Введение
Федеральная
целевая программа - увязанный по
задачам, ресурсам и срокам осуществления
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально-экономических,
организационно-хозяйственных
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочные
целевые программы
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:
-
технико-экономическое
-
прогноз ожидаемых социально
- экономических (экологических)
результатов реализации
-
наименование заказчика
- сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
-
другие документы и материалы,
необходимые для ее
Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.
В
роли заказчика долгосрочной целевой
программы может выступать
Федеральные
и региональные программы
и их роль в исполнении
бюджетов
Переход к работе с федеральными целевыми программами, ориентированной на конечный результат, предусматривает усиление механизмов контроля за реализацией программ и должен включать два основных элемента:
внешний контроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфином России, Минпромнауки России, а также государственными контролирующими органами;
внутренний
контроль, осуществляемый самими федеральными
органами исполнительной власти - государственными
заказчиками федеральных
При этом возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов, что предполагает разработку системы показателей, позволяющих отслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ. Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практически непрерывно.
С
этой целью от государственных заказчиков
необходимо потребовать для каждой
действующей федеральной
Решение указанных задач возможно при условиях:
обеспечения еще большей открытости процедур формирования и реализации мероприятий федеральных целевых программ;
осуществления действенного контроля за их реализацией, повышения ответственности государственных заказчиков за достижение целей программ и своевременного представления качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем источникам финансирования;
мобилизации из всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ.
Целесообразно
внедрить практику ежегодной оценки
государственными заказчиками финансирования
федеральных целевых программ по
утвержденным показателям с учетом
потребностей программ в средствах из
всех источников, одобренного Правительством
Российской Федерации перспективного
финансового плана Российской Федерации,
реальных возможностей финансирования
мероприятий программ за счет федерального
бюджета, а также мобилизации средств,
привлекаемых из внебюджетных источников
и средств бюджетов субъектов Российской
Федерации. Анализ работы государственных
заказчиков федеральных целевых программ
по совершенствованию механизма управления
программами, повышению эффективности
реализации программных мероприятий,
упорядочению расходования средств из
федерального бюджета свидетельствует
о том, что имеются резервы по совершенствованию
методов работы с федеральными целевыми
программами. К ним относятся экспертные
проверки, являющиеся одним из инструментов
текущего мониторинга реализации федеральных
целевых программ. С целью повышения эффективности
экспертных проверок в Минэкономразвития
России подготовлен проект рекомендаций
по организации и проведению экспертных
проверок федеральных целевых программ,
которые могли бы оказать государственным
заказчикам определенную помощь в практической
работе с федеральными целевыми программами.
В качестве одного из инструментов проведения
экспертных проверок, а также для подготовки
годового отчета в Минэкономразвития
России разработан проект рекомендаций
по проведению анализа хода реализации
федеральных целевых программ, с помощью
которых можно осуществлять оценку соответствия
фактических показателей их реализации
показателям, установленным при утверждении
программ Правительством Российской Федерации,
системе приоритетов и критериев формирования
программ на среднесрочную перспективу,
а также анализ хода выполнения программ.
Результаты экспертных проверок и анализа
хода реализации федеральных целевых
программ должны были обеспечивать информационно-аналитическую
поддержку решений по совершенствованию
работы с федеральными целевыми программами
и учитываться при формировании перечня
федеральных целевых программ, предусматриваемых
к финансированию из федерального бюджета
на очередной финансовый год. Разработка
указанных проектов документов рассматривалось
как подготовительный этап к формированию
целостной системы мониторинга хода реализации
федеральных целевых программ. Важнейшим
элементом эффективной реализации федеральных
целевых программ является возможность
их оценки и при необходимости принятия
решения о приостановке реализации или
прекращении реализации федеральных целевых
программ. В нормативно-правовых документах,
определяющих работу с федеральными целевыми
программами, в основном отсутствовал
механизм, регламентирующий порядок прекращения
реализации принятых в установленном
порядке федеральных целевых программ.
Приостановка реализации федеральных
целевых программ может осуществляться
в случае невыделения средств федерального
бюджета на очередной финансовый год на
реализацию программы.
Финансирование
федеральных и региональных
целевых программ
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 миллионов рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решения
о подготовке и реализации бюджетных
инвестиций в объекты капитального
строительства государственной
собственности субъектов
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.
Главные
распорядители средств
Порядок
отражения бюджетных
Бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных
инвестиций в объекты капитального
строительства государственной
собственности субъектов