Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 07:36, курсовая работа
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
Бюджетные
инвестиции в объекты капитального
строительства государственной (муниципальной)
собственности в форме
Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.
Федеральным
законом о федеральном бюджете
может предусматриваться
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса, за исключением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса.
Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению).
Формирование
перечня долгосрочных целевых программ
осуществляется органом исполнительной
власти, исполнительным органом местного
самоуправления в соответствии с
прогнозом социально - экономического
развития Российской Федерации и прогнозом
социально - экономического развития соответствующего
субъекта РФ или муниципального образования
и определяемыми на основе этих прогнозов
приоритетами.
Место
федеральных целевых
программ социально-экономического
развития регионов в
решении задач региональной
политики в России
Разработка
и осуществление федеральных
целевых программ развития регионов
занимают одно из важнейших мест в
достижении целей государственной
региональной политики.
Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации”. К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:
укрепление
экономических основ
содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Нетрудно видеть, что все перечисленные цели имеют прямое отношение к решению проблемы региональной асимметрии.
Федеральные
целевые программы
Радикальное
же решение проблем
Если
отвлечься от конкретных особенностей
каждой из этих программ, то генеральной
их целью, общей для всех до сих
пор разработанных и
Структурные сдвиги в промышленности регионов постоянно происходят под воздействием рыночных факторов, позитивно или негативно влияющих на динамику производства на конкретных предприятиях, в результате чего индустриальная структура региональной экономики постоянно адаптируется к современным условиям.
Вместе
с тем эта адаптация
Надо
учитывать также малую
В
связи с этим возникает необходимость,
особенно в регионах с наиболее острыми
социальными, экономическими и экологическими
проблемами, использовать различные
формы регулирующего воздействия на
процессы структурной перестройки экономики
со стороны федеральных и региональных
органов управления, и в том числе программно-целевой
метод, позволяющий в принципе обеспечить
комплексное решение региональных проблем,
учесть все многообразие факторов, определяющих
динамику регионального развития, расширить
временной горизонт для осуществления
программных мероприятий, предусмотреть
хотя и более долговременные и дорогостоящие
мероприятия (например, по структурной
перестройке), но зато обеспечивающие
коренное улучшение ситуации в экономике
и социальной сфере конкретного региона,
гораздо более радикальное решение его
проблем.
Как
показал опыт России, другие названные
выше инструменты региональной политики,
решая, хотя и жизненно важные, но текущие
задачи, не способны обеспечить радикального
изменения социально-экономической ситуации
в региональном развитии: территориальная
дифференциация за годы реформ не уменьшилась,
а возросла. На возможное возражение, что
действовавшие в эти годы федеральные
целевые программы тоже не изменили ситуацию,
можно ответить, что подавляющее их большинство
находится на начальной стадии осуществления,
а выделяемые и привлекаемые для них ресурсы
далеки от намечавшихся масштабов. Данная
выше принципиальная оценка программно-целевого
метода и его возможностей от этого не
меняется.
Целевые
программы как
инструмент управления
государственными расходами
Совершенствование процесса создания и исполнения целевых программ является насущной необходимостью, поскольку в настоящее время не полностью используются их преимущества в качестве инструмента управления государственными расходами.
К таким преимуществам относятся:
- организационное и финансовое участие частных инвесторов в реализации государственных мероприятий;
- количественное и стоимостное выражение целей и результатов целевых программ;
-
назначение единого
- отраслевая и территориальная интеграция целевых программ.
Без кардинального реформирования всей системы целевых программ и устранения имеющихся недостатков создание ведомственных целевых программ не позволит существенно повысить эффективность государственного финансового планирования и обеспечить экономию бюджетных средств.
Поэтому в ходе реформирования бюджетного процесса необходимо не столько содействовать превращению всех видов бюджетных расходов в целевые программы, сколько сосредоточить усилия на устранении недостатков системы целевых программ, что и позволит добиться повышения результативности программных мероприятий.
В
настоящее время основной концепцией
формирования и реализации целевых
программ по-прежнему остается обеспечение
выделения бюджетных
Замечу также, что осуществляемый в ходе бюджетной реформы переход к концепции "управления бюджетными затратами по результатам" не может быть эффективно реализован на практике без совершенствования соответствующей методической базы.
На мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания изучение возможности формализации системы целевых программ на основе совмещения интересов и финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов. Особенностью данного подхода является увеличение объема финансовых ресурсов как бюджетов всех уровней, так и частных инвесторов на основе стимулирования экономического роста и обеспечения самоокупаемости программных мероприятий. Для реализации такой модели предлагается использование методического инструментария для организации системы целевых программ с целью эффективного управления государственными расходами и оптимизации управления бюджетными инвестициями.
Целевые
программы могут создаваться
не только на федеральном, но и на региональном
уровне. Для решения проблем
Координация
целевых программ между собой
является абсолютной необходимостью,
поскольку позволяет избежать дублирования
мероприятий, пересечения полномочий
и ответственности государственных
заказчиков и других участников реализации
программ.
Выводы
1.
Разработка и осуществление
Программы,
в отличие от других инструментов
региональной политики (трансферты, дотации,
субвенции, государственная поддержка
завоза грузов в районы Крайнего Севера
и т.д.), в силу своего преимущественно
инвестиционного характера нацелены на
решение не столько текущих, столько стратегических
задач реформирования региональной экономики,
ее структурной перестройки на основе
инвестиционных процессов. По своему замыслу,
они направлены на радикальное решение
региональных проблем, в том числе проблем
межрегиональной асимметрии, имея целью
не только преодоление ее последствий,
но и противодействие ряду факторов, ее
порождающих.