Европейский центральный банк: организационное устройство, цели деятельности и инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ), в компетенцию которого входит проведение независимой и единой политики для всех 12 стран - участниц ЕС, занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

Европейский центральный банк: организационное  устройство, цели деятельности и инструменты  денежно-кредитной  политики

В соответствии с Маастрихтским договором о  создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ), в компетенцию которого входит проведение независимой и единой политики для всех 12 стран - участниц ЕС, занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе.

Финансовая  интеграция стран ЕС - это многоплановый  процесс, который влияет на всю систему  мировых финансов. Направления и  степень этого влияния зависят  в значительной степени от стабильности, устойчивости, привлекательности новой  европейской валюты, а также от целей, ориентиров, механизмов реализации единой денежно-кредитной политики стран ЕС, а точнее - членов ЕЭВС.

Главной целью  Европейского центрального банка является обеспечение стабильности цен как  базы для устойчивого развития стран - участниц ЕС.

Организационное устройство и задачи Европейской  системы центральных банков (ЕСЦБ). В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в  зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Европейская  система центральных банков (см. рисунок) - это международная банковская система, состоящая из Европейского центрального банка и национальных центральных банков государств - участников ЕС. Национальные центральные банки (НЦБ) государств, не являющихся членами  ЕЭВС, - Великобритании, Дании, Греции и  Швеции, входят в нее со специальным  статусом: они не имею право принимать  участия в принятии решений.

  
Организационное устройство Европейской  системы центральных банков

Основной  целью создания Европейской системы  центральных банков в соответствии со ст. 2 Устава ЕСЦБ и Европейского центрального банка является обеспечение  стабильности цен. Независимо от этого  ЕСЦБ должна проводить общую экономическую  политику, соответствующую задачам  Евросоюза. В Уставе также определено, что «для достижения поставленных целей  ЕСЦБ должна действовать исходя из принципов открытой рыночной экономики  со свободной конкуренцией, обеспечивающей эффективное использование экономических  ресурсов…». В ст. 3 Устава ЕСЦБ определены следующие ее задачи:

  • определять и проводить денежную политику ЕС;
  • осуществлять операции по обмену иностранной валюты;
  • хранить и управлять официальными резервами в иностранной валюте стран - участниц ЕЭВС;
  • обеспечить эффективное осуществление операций в различных платежных системах;
  • внести свой вклад в проведение политики компетентными органами по надзору за деятельностью кредитных учреждений и стабильность финансовой системы.

Кроме того, для решения задач Единой системы  центральных банков, ЕЦБ и НЦБ  должны обеспечить сбор и обработку  необходимой статистической информации, поступающей как от официальных  органов, так и непосредственно  от экономических агентов.

Единая система  центральных банков управляется  уполномоченными органами Европейского центрального банка - Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим  советом.

Совет управляющих  включает в себя членов Исполнительного  Комитета и управляющих НЦБ только тех стран, которые участвуют  в ЕЭВС. К основным функциям Совета относятся:

  • адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕСЦБ;
  • определение основных элементов денежной политики ЕС, таких как ставки процента, размеры минимальных резервов НЦБ, и разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Исполнительный  комитет Европейского центрального банка включает в себя президента, вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих  большой профессиональный опыт в  финансовой или банковской сферах. Они назначаются на встрече глав правительств государств - участников ЕЭВС по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским  парламентом и Советом управляющих  Европейского центрального банка (для  последующих выборов).

Исполнительный  комитет должен проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом  управляющих Европейского центрального банка, и руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные  инструкции.

Общий совет  Европейского центрального банка состоит  из президента (сейчас этот пост занимает Э. Вельтеке), вице-президента и управляющих  НЦБ всех стран ЕС независимо от участия в ЕЭВС. К его основным задачам можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций Европейской системы центральных банков;
  • сбор и обработку статистической информации;
  • подготовку ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности Европейского центрального банка, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработку и принятие необходимых правил по стандарт изации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;
  • разработку должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационную подготовку к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Единая система  центральных банков представляет собой  независимую банковскую систему. При  осуществлении своей деятельности ни ЕЦБ, ни НЦБ, ни члены Исполнительного  комитета не имеют права использовать внешние инструкции и правила  какого-либо другого органа. Институтам ЕС и правительствам государств - участников ЕЭВС не разрешено вмешиваться в  деятельность ЕСЦБ или влиять на НЦБ  с целью отклонения от правил и  инструкций Европейской системы  центральных банков. В Уставе Европейской  системы центральных банков представлены следующие меры, определяющие безопасность проводимой политики и независимость  управляющих НЦБ от внешнего влияния:

  • минимальный срок нахождения в должности управляющего НЦБ - 5 лет;
  • минимальный срок нахождения в должности для членов Исполнительного комитета Европейского центрального банка - 8 лет;
  • прекращение срока нахождения в должности возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении деятельности должностными лицами;
  • все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского суда.

Национальные  банки - единственные акционеры Европейского центрального банка, однако, проводя  денежно-кредитную политику, он прибегает  к использованию их возможностей лишь по мере целесообразности. Положение  центральных банков Европы по отношению  к денежно-кредитной политике ЕС - это дополнительный фактор стабильности ЕЭВС. Так, если каждому из национальных банков противостоит правительство, способное  повлиять на его действия, то для Европейского центрального банка подобной проблемы не существует, так как он является независимым институтом.

Управление  ЕСЦБ полностью осуществляется ЕЦБ, что свидетельствует о его  значительной роли в ЕЭВС. По закону ЕЦБ отчитывается только перед Европейским  парламентом. Повлиять на его политику можно лишь при назначении президента этого банка. Капитал Европейского центрального банка формируется  его акционерами - национальными  центральными банками ЕС.

Уставный  капитал Европейского центрального банка составляет 5 млрд евро. Доля участия  отдельной страны в уставном капитале Европейского центрального банка определяется в соответствии с долей ее валового национального продукта в суммарном  валовом продукте ЕС и числом жителей  этой страны. Кроме того, НЦБ должны представить в ЕЦБ резервы  в иностранной валюте на общую  сумму, эквивалентную 50 млрд евро. Размер резерва отдельного НЦБ определяется его долей в уставном капитале Европейского центрального банка. Европейский  центральный банк в свою очередь  имеет все права по хранению и  распоряжению представленными резервами  и должен использовать их исключительно  для целей, определенных в Уставе ЕСЦБ. Формирование уставного капитала Европейского центрального банка и  внесение обязательных валютных резервов являются завершающим этапом в формировании организационной структуры ЕСЦБ и служат финансовой основой для  реализации плана ЕЭВС.

Инструменты денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. По мнению большинства  международных финансовых экспертов, решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных  банков стран ЕЭВС должно было быть одним из самых болезненных при  создании эффективно функционирующей  ЕСЦБ. Действительно, степень воздействия  национальных предпочтений, юридических  и бухгалтерских особенностей, а  также эффекта привыкания национальных кредитных институтов к «своим»  инструментам на процесс денежно-кредитного регулирования достаточно велика. Для  решения данной проблемы специалисты  Европейского центрального банка пошли  по пути компромисса, максимально учитывая пожелания участников ЕЭВС. При этом важной особенностью инструментария ЕЦБ  является наличие достаточно жесткой  с точки зрения методологии структуры, основывающейся на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.

Обязательные  резервы. Вопрос о необходимости  включения обязательных резервных  требований в состав инструментов денежно-кредитной  политики Европейского центрального банка  изначально вызвал достаточно бурную дискуссию между представителями  центральных банков стран - участниц ЕЭВС. Как известно, большинство  центральных банков экономически развитых стран склоняется если не к полной отмене, то по крайней мере к минимизации  роли механизмов обязательных резервов, мотивируя это в значительной степени административным, налоговым  характером данного инструмента, существенно  увеличивающим издержки кредитных  институтов. Считается, что гораздо  большую эффективность и гибкость в процессе реализации денежно-кредитной  политики способны обеспечить центральному банку операции на открытом рынке, возможность  проведения которых в странах  с развитыми финансовыми системами  практически ничем не ограничена.

Однако при  принятии окончательного решения о  применении Европейского центрального банка обязательных резервных требований учитывались как минимум два  достаточно весомых аргумента:

  • во-первых, обязательные резервы не использовали только 2 (Бельгия и Люксембург) из 11 стран - участниц ЕЭВС, при этом Национальный банк Бельгии отказался от применения данного инструмента только в начале 1990-х гг.;
  • во-вторых, принимая во внимание возможные проблемы переходного периода в деятельности ЕСЦБ, обязательные резервы призваны обеспечить стабилизацию ставок процента денежного рынка евро, а также устойчивый спрос кредитных институтов на ликвидность.

Согласно  методологии Европейского центрального банка обязательные резервные требования предъявляются ко всем видам банковских депозитов и эмитированных ценных бумаг, за исключением обязательств по отношению к кредитным институтам, формирующим обязательные резервы, и учреждениям ЕСЦБ, обязательств по сделкам РЕПО, а также по депозитам  и ценным бумагам с договорным сроком действия или сроком предварительного уведомления о прекращении обязательства свыше двух лет. Кредитный институт вправе обоснованно определить фактическую сумму эмитированных им ценных бумаг, находящихся в портфелях других институтов, подпадающих под норматив Европейского центрального банка о выполнении резервных требований, и вычесть ее из базы расчета. Однако, если такое доказательство не будет представлено контролирующим учреждениям ЕСЦБ, то кредитные институты в любом случае могут провести по данной балансовой позиции паушальные вычеты в размере, определяемом ЕЦБ (с 24 января 2000 г. - 30 % общего объема выпущенных ценных бумаг). Кроме того, каждый кредитный институт дополнительно имеет право уменьшить сумму расчетных обязательных резервов на фиксированную величину, равную 100 тыс. евро.

В настоящее  время единый норматив обязательных резервных требований Европейского центрального банка составляет 2 % (при  юридически установленном диапазоне  возможных колебаний 0 - 10 %).

Единый центральный  банк использует запаздывающий метод  формирования обязательных резервов с  лагом, равным 1-му месяцу плюс 24 дня. Например, при расчете резервных требований за май 1999 г. фактическое депонирование  обязательных резервов на счетах в  национальных центральных банках ЕСЦБ осуществлялось кредитными институтами  с 24 июня по 23 июля 1999 г. В течение  периода поддержания обязательных резервов допускается возможность  их усреднения.

Выполнение  обязательных резервных требований обеспечивается только путем поддержания  необходимого остатка денежных средств  на конец дня на операционном счете  кредитного института в своем  национальном центральном банке. Вместе с тем допускается возможность  депонирования обязательных резервов через посредника (например, сберегательные кассы и кооперативные банки  могут централизованно выполнять  свои резервные требования). Не признаются резервным активом остатки кассовой наличности кредитных институтов. Данная модель обязательного резервирования уже использовалась в течение 1990-х  гг. некоторыми западноевропейскими  странами, в частности Германией  и Францией.

Информация о работе Европейский центральный банк: организационное устройство, цели деятельности и инструменты денежно-кредитной политики