Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:11, реферат
В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ), в компетенцию которого входит проведение независимой и единой политики для всех 12 стран - участниц ЕС, занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе.
Европейский центральный банк: организационное устройство, цели деятельности и инструменты денежно-кредитной политики
В соответствии с Маастрихтским договором о создании Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) Европейский центральный банк (ЕЦБ), в компетенцию которого входит проведение независимой и единой политики для всех 12 стран - участниц ЕС, занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе.
Финансовая интеграция стран ЕС - это многоплановый процесс, который влияет на всю систему мировых финансов. Направления и степень этого влияния зависят в значительной степени от стабильности, устойчивости, привлекательности новой европейской валюты, а также от целей, ориентиров, механизмов реализации единой денежно-кредитной политики стран ЕС, а точнее - членов ЕЭВС.
Главной целью Европейского центрального банка является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран - участниц ЕС.
Организационное устройство и задачи Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Европейская система центральных банков (см. рисунок) - это международная банковская система, состоящая из Европейского центрального банка и национальных центральных банков государств - участников ЕС. Национальные центральные банки (НЦБ) государств, не являющихся членами ЕЭВС, - Великобритании, Дании, Греции и Швеции, входят в нее со специальным статусом: они не имею право принимать участия в принятии решений.
Организационное устройство Европейской
системы центральных банков
Основной
целью создания Европейской системы
центральных банков в соответствии
со ст. 2 Устава ЕСЦБ и Европейского
центрального банка является обеспечение
стабильности цен. Независимо от этого
ЕСЦБ должна проводить общую экономическую
политику, соответствующую задачам
Евросоюза. В Уставе также определено,
что «для достижения поставленных целей
ЕСЦБ должна действовать исходя из
принципов открытой рыночной экономики
со свободной конкуренцией, обеспечивающей
эффективное использование
Кроме того, для решения задач Единой системы центральных банков, ЕЦБ и НЦБ должны обеспечить сбор и обработку необходимой статистической информации, поступающей как от официальных органов, так и непосредственно от экономических агентов.
Единая система центральных банков управляется уполномоченными органами Европейского центрального банка - Советом управляющих, Исполнительным комитетом и Общим советом.
Совет управляющих включает в себя членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ только тех стран, которые участвуют в ЕЭВС. К основным функциям Совета относятся:
Исполнительный
комитет Европейского центрального
банка включает в себя президента,
вице-президента и четырех членов,
отобранных из числа кандидатов, имеющих
большой профессиональный опыт в
финансовой или банковской сферах.
Они назначаются на встрече глав
правительств государств - участников
ЕЭВС по предложению Совета Европы
после консультаций с Европейским
парламентом и Советом
Исполнительный комитет должен проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка, и руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.
Общий совет
Европейского центрального банка состоит
из президента (сейчас этот пост занимает
Э. Вельтеке), вице-президента и управляющих
НЦБ всех стран ЕС независимо от
участия в ЕЭВС. К его основным
задачам можно отнести
Единая система
центральных банков представляет собой
независимую банковскую систему. При
осуществлении своей
Национальные банки - единственные акционеры Европейского центрального банка, однако, проводя денежно-кредитную политику, он прибегает к использованию их возможностей лишь по мере целесообразности. Положение центральных банков Европы по отношению к денежно-кредитной политике ЕС - это дополнительный фактор стабильности ЕЭВС. Так, если каждому из национальных банков противостоит правительство, способное повлиять на его действия, то для Европейского центрального банка подобной проблемы не существует, так как он является независимым институтом.
Управление ЕСЦБ полностью осуществляется ЕЦБ, что свидетельствует о его значительной роли в ЕЭВС. По закону ЕЦБ отчитывается только перед Европейским парламентом. Повлиять на его политику можно лишь при назначении президента этого банка. Капитал Европейского центрального банка формируется его акционерами - национальными центральными банками ЕС.
Уставный капитал Европейского центрального банка составляет 5 млрд евро. Доля участия отдельной страны в уставном капитале Европейского центрального банка определяется в соответствии с долей ее валового национального продукта в суммарном валовом продукте ЕС и числом жителей этой страны. Кроме того, НЦБ должны представить в ЕЦБ резервы в иностранной валюте на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро. Размер резерва отдельного НЦБ определяется его долей в уставном капитале Европейского центрального банка. Европейский центральный банк в свою очередь имеет все права по хранению и распоряжению представленными резервами и должен использовать их исключительно для целей, определенных в Уставе ЕСЦБ. Формирование уставного капитала Европейского центрального банка и внесение обязательных валютных резервов являются завершающим этапом в формировании организационной структуры ЕСЦБ и служат финансовой основой для реализации плана ЕЭВС.
Инструменты денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. По мнению большинства международных финансовых экспертов, решение вопроса об интеграции инструментов денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕЭВС должно было быть одним из самых болезненных при создании эффективно функционирующей ЕСЦБ. Действительно, степень воздействия национальных предпочтений, юридических и бухгалтерских особенностей, а также эффекта привыкания национальных кредитных институтов к «своим» инструментам на процесс денежно-кредитного регулирования достаточно велика. Для решения данной проблемы специалисты Европейского центрального банка пошли по пути компромисса, максимально учитывая пожелания участников ЕЭВС. При этом важной особенностью инструментария ЕЦБ является наличие достаточно жесткой с точки зрения методологии структуры, основывающейся на трех базовых блоках: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке.
Обязательные
резервы. Вопрос о необходимости
включения обязательных резервных
требований в состав инструментов денежно-кредитной
политики Европейского центрального банка
изначально вызвал достаточно бурную
дискуссию между
Однако при принятии окончательного решения о применении Европейского центрального банка обязательных резервных требований учитывались как минимум два достаточно весомых аргумента:
Согласно
методологии Европейского центрального
банка обязательные резервные требования
предъявляются ко всем видам банковских
депозитов и эмитированных
В настоящее время единый норматив обязательных резервных требований Европейского центрального банка составляет 2 % (при юридически установленном диапазоне возможных колебаний 0 - 10 %).
Единый центральный
банк использует запаздывающий метод
формирования обязательных резервов с
лагом, равным 1-му месяцу плюс 24 дня. Например,
при расчете резервных
Выполнение
обязательных резервных требований
обеспечивается только путем поддержания
необходимого остатка денежных средств
на конец дня на операционном счете
кредитного института в своем
национальном центральном банке. Вместе
с тем допускается возможность
депонирования обязательных резервов
через посредника (например, сберегательные
кассы и кооперативные банки
могут централизованно