Доходы региональных и местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на представительные местные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово – бюджетными правами.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………….……………..…………3
1. Местные бюджеты……………………………………………………..……….5
1.1. Понятие местных бюджетов…………………………………………………5
1.2. Функции местных бюджетов…………………………………………...……5
1.3. Права и обязанности органов местного самоуправления…………...……..7
2. Доходная часть местных бюджетов……………………………………….…..9
2.1. Источники доходов местных бюджетов…………………………………….9
2.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги……………….9
2.3. Регулирующие доходы местных бюджетов……………………………….14
3. Пути Совершенствования формирования доходов местных бюджетов..…15
3.1 Совершенствование местного налогообложения……………………….…15
3.2 Совершенствование механизма бюджетного выравнивания………..……20
Заключение………………………………………………………………….……21

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    В целях создания эффективной налоговой  системы в стране завершается  реализация мероприятий, определенных программными документами Правительства  Российской Федерации.

    Предпринимаются конкретные меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот.

    В рамках реализации мероприятий по налоговой  реформе помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто сокращение количества налогов и сборов, действующих в Российской Федерации.

    Среди наиболее важных направлений дальнейшего  совершенствования российской налоговой  системы, определенных в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является совершенствование налогового администрирования.

    В качестве основного перспективного направления функционирования и  развития ФНС России определяет совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам. Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками.

    Однако, несмотря на некоторое повышение  уровня соблюдения налоговой дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

    Сохраняется курс на совершенствование налогового администрирования с одновременным  снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию  процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.

    В рамках осуществления в России налоговой  реформы должны быть достигнуты следующие  цели:

  • ослабление налогового бремени;
  • усиление справедливости налоговой системы;
  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • повышение уровня собираемости налогов и сборов.

    Законодательство  о местных налогах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:

  • четкого разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
  • повышения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов, через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
  • повышения заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.

    Важно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулирования субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований к увеличению налогового потенциала и налоговых усилии, к росту собственных доходов бюджета.

    Институт  местного самоуправления нужно укреплять  и развивать не только ввиду его  необходимости для оперативного и качественного решения локальных  проблем и в частности проблем  социального развития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом — как противовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности — добиться формировании полноценных органов местного самоуправления повсеместно на всей территории России.

    Только  в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена  сложная система взаимного сбалансированного  контроля региональных и местных  органов власти, способствующая стабилизации всего государственного организма  Российской Федерации.

    Существуют проблемы и недостатки по местному налогообложению.

    Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо налогов и сборов, устанавливаемых  органами местного самоуправления самостоятельно.

    Аналогичная ситуация складывается и с соблюдением  прав местного самоуправления по самостоятельному формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, управлению муниципальной собственностью (к которой, кстати, относятся в том числе и средства местного бюджета) в результате принятия Бюджетного кодекса.

    В связи с тем, что налоговое и бюджетное законодательство (в части вопросов муниципального права) не могут противоречить Конституции РФ и законодательству о местном самоуправлении, возникает ряд вопросов:

    - вопрос о том, во имя каких  целей все налоги в России  стали по сути федеральными?

    - какие аргументы, более веские, чем приведенные выше положения  Конституции и законодательства  о местном самоуправлении, послужили  основанием для фактической ликвидации  местных налогов и сборов?

    Представляется, что одним из основных факторов «федерализации» налоговой системы являлся довод о «налоговом беспределе» на местном уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления,

    На  местном уровне эффективность обратной связи по вопросам налогообложения и учета интересов налогоплательщиков гораздо выше, чем на областном или федеральном уровнях. Кроме того, установление налогов и сборов является одной из форм реализации представительным органом власти своих властных полномочий путем принятия налоговых решений. А орган власти, принимающий любое решение, по определению имеет право на ошибки, в том числе, при установлении налогов, за которые он же и отвечает.

    В настоящее время практически  во всех представительных органах местного самоуправления количество представителей бизнеса составляет не менее 50 % от общего числа депутатов. Столь высокий уровень представительства вполне обеспечивает баланс интересов власти и налогоплательщиков, а также является необходимым и достаточным препятствием для налогового произвола.

    Таким образом, утверждения о налоговом  произволе в настоящее время  вряд ли убедительны как аргумент в пользу отмены института местных  налогов.

      3.2 Совершенствование механизма бюджетного  выравнивания

 

      Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности предполагает перечисление отрицательных трансфертов из поселений в региональный центр, минуя район. Трансферты в поселения с низкой бюджетной обеспеченностью идут из регионального центра, что усложняет механизм выравнивания, усиливает централизацию власти и ресурсов на уровне региона.

      В связи с этим предполагается сначала выравнивание проводить в районе, затем — перечислять отрицательные трансферты из района в регион, что упростит механизм выравнивания.

      В России за развитие сельских территорий несут ответственность 4 министерства: Минэкономразвития и торговли РФ, Минрегионразвития РФ, Минздрав и соцразвития РФ и Минсельхоз РФ. Согласно правилам формирования систем управления, подобное распыление функций и размытие ответственности неоправданно. В связи с этим, мы считаем целесообразным сосредоточение функций местного характера в одном органе — Министерстве по вопросам местного самоуправления РФ, в которое может быть трансформировано Министерство регионального развития РФ.

 

      Заключение 

      На  основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие  выводы и предложения:

      Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

      Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

      Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

      Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться  их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов. Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.

      Одной из первых проблем является планирование. Практика непрерывного внесения изменений в налоговое законодательство делает нестабильной правовую среду налогообложения и не позволяет реально рассматривать вопрос о возможности прогнозирования доходов бюджета даже на ближайшую перспективу.

      Некоторой стабилизации могла бы способствовать разработка многолетней программы  реформы налоговой системы, которая  имела бы статус, требующий неукоснительного ее исполнения. Объективная и достоверная  информация о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения позволит прогнозирование доходов на ближайшую и более отдаленную перспективу.

      Проблемным  является и вопрос формирования доходов  местных бюджетов за счет дотаций, размер которых не учитывает доходный потенциал и степень участия региона в формировании доходов бюджета, определяется исходя из фактически полученных доходов, а не из возможностей административно-территориальных единиц и используются главным образом для устранения вертикального дисбаланса бюджетной системы.

      Проблемой качественного исполнения бюджета  является обеспечение своевременного и полного поступления доходов. По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет. Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий, в отношении государственных – вплоть до их разгосударствления и приватизации. 

Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. № 145-ФЗ. // Консультант Плюс.
  2. Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. Финансы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  3. Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Академия, 2009.
  4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009.
  5. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Юриспруденция, 2010.
  6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2009.
  7. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2008.

Информация о работе Доходы региональных и местных бюджетов