Доходы региональных и местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на представительные местные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово – бюджетными правами.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………….……………..…………3
1. Местные бюджеты……………………………………………………..……….5
1.1. Понятие местных бюджетов…………………………………………………5
1.2. Функции местных бюджетов…………………………………………...……5
1.3. Права и обязанности органов местного самоуправления…………...……..7
2. Доходная часть местных бюджетов……………………………………….…..9
2.1. Источники доходов местных бюджетов…………………………………….9
2.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги……………….9
2.3. Регулирующие доходы местных бюджетов……………………………….14
3. Пути Совершенствования формирования доходов местных бюджетов..…15
3.1 Совершенствование местного налогообложения……………………….…15
3.2 Совершенствование механизма бюджетного выравнивания………..……20
Заключение………………………………………………………………….……21

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Платежи за использование природных ресурсов

2. Неналоговые  доходы

  • Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • Доходы от продажи принадлежащего государству имущества

3. Безвозмездные  перечисления

  • От других уровней власти, из них: дотации, субвенции, трансферты, средства, перечисляемые по взаимным расчетам
  • От целевых бюджетных фондов

2.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги

 

    К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты

    К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в

соответствии  с федеральными законами.

        Местные налоги.                            

     Основная задача местных налогов — создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий. Однако, несмотря на то что общее количество налогов в соответствии с указанным законом достигает 23, их доля в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала и не превышает, по оценкам специалистов, 1,5% всех  доходных источников местных бюджетов. Поэтому в новом Налоговом кодексе РФ с целью упорядочения налогообложения на местном уровне предусмотрен сокращенный перечень местных налогов. Наряду с сохранением известных земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на рекламу предполагается введение местных лицензионных сборов. Кроме того, предполагается перемещение с федерального на местный уровень налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таким образом, число местных налогов сократится до 5, что должно способствовать повышению эффективности местного налогообложения, в частности за счет упрощения контроля налоговых органов за поступлением платежей в бюджет. В настоящее время нет единой методики исчисления местных налогов. Примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином РФ, носят рекомендательный характер и уточняются в соответствующих нормативных актах органов местного самоуправления. В то же время законодательством Российской Федерации установлены верхние пределы налоговых ставок по ряду налогов, отнесенных к компетенции местных органов власти.

        Виды местных налогов и сборов                     

    В соответствии с принятой в РФ трехуровневой  системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:

  • местные налоги,
  • местные регистрационные и лицензионные сборы;
  • прочие сборы.

К местным налогам относятся:

  • налог на землю;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

     Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:

  • лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
  • лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К прочим

сборам относятся:

  • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор ча выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

    На  местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

    Из  числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;

    Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления

    земельного  налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю». Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

    Предельная  ставка лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и пивом установлена в размере 50 минимальных месячных оплат труда для юридических лиц и 25 минимальных месячных оплат труда в год для физических лиц—предпринимателей.

    В числе местных налогов предусмотрен и другой сбор, требующий приобретения соответствующей лицензии, — лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Данный сбор также уплачивают юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, выступающих в роли устроителей местных аукционов и лотерей. Предельный размер ставки сбора установлен на уровне 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.

         Сбор за право использования местной символики уплачивают производители продукции, на которой использована местная символика — гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и пр. Сбор взимается по ставке 0,5% от стоимости реализуемой продукции с местной символикой.

    Сбор  за уборку территорий уплачивают владельцы строений. При этом объектом обложения является объем выполненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из убираемой площади и нормативных расценок по ее оплате. Конкретные ставки сбора устанавливают исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв.м) на одного человека.

    Сбор  на содержание милиции, благоустройство  территории, нужды образования и иные цели уплачивается по ставкам, устанавливаемым местными органами власти, в процентах от фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда и среднесписочной численности работающих. При этом предельный размер ставки сбора составляет 3%.

    Сбор  на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и иные цели рассчитывается по следующей формуле Н = (ММОТ х ССЧ х ЧМ) х СМ, где: Н — сумма налога; ММОТ — минимальная месячная оплата труда; ССЧ — среднесписочная численность работников; Чм — число месяцев в налогооблагаемом периоде, в течение которых применяется соответствующий ММОТ; СМ — утвержденная ставка налога.

    Налог на рекламу уплачивается предприятиями в том случае, если они рекламируют свои услуги на территории города, района и иной административной единицы, где введен этот налог. Налог рассчитывается по ставкам, установленным местными органами власти (но не более 5%), от стоимости услуг по рекламе (без учета НДС и спецналога).

    Налог может уплачиваться в бюджет двояко: либо непосредственно рекламодателем, либо путем перечисления суммы налога одновременно с. Оплатой  услуг по рекламе рекламному агентству, которое берет на себя уплату этого налога в бюджет.

    Конкретные  сроки уплаты и порядок расчета местных налогов устанавливаются решениями местных органов власти.

 

2.3. Регулирующие доходы местных бюджетов

 

    Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

    Постоянно увеличивающиеся расходы местных  бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

    В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

  • от налога на добавленную стоимость;
  • от акцизов;
  • от налога на прибыль (доход) предприятий;
  • от налога на доходы физических лиц.

    Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

         Значение регулирующих доходов.

    По  объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

3. Пути  Совершенствования формирования доходов местных бюджетов

3.1 Совершенствование  местного налогообложения

 

    Система местных налогов и сборов, как  и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

    Прежде  чем создавать муниципальную  налоговую систему, необходимо в  рамках налогового федерализма выработать основные принципы разумного распределения, виды местных налогов обязаны  иметь социальную значимость для  данной территории, быть понятными для налогоплательщиков, местным налогам надлежит придать тенденцию к относительному увеличению в структуре налоговых доходов местных бюджетов, отчисления (надбавки) от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты должны иметь тенденцию к увеличению сроков фиксированности ставок (нормативов) и обязаны иметь статус местного налога при условии, что он регулируется федеральным бюджетом по согласованию с соответствующим региональным.

    В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

    Бюджетной политикой должны быть предусмотрены  следующие направления в области  местного налогообложения: повышение  роли имущественного и земельного обложения  в качестве доходного источника местных бюджетов, уменьшение общего числа местных налогов и сборов, введение ограничений на сумму местных налогов.

    Реформирование  системы местного налогообложения  должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.

    Имея  стабильную муниципальную налоговую  систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам. Особое место в налоговой программе, направленной на оптимизацию муниципального налогообложения должно принадлежать ужесточению контроля за местными налогами их фискальной эффективности, упрощению налогообложения для местных предприятий, налоговому стимулированию местного производства конкурентоспособных товаров, предоставляемых услуг.

Информация о работе Доходы региональных и местных бюджетов