Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Работа содержит 1 файл

dop_otvety_byudzhetnoe_pravo.docx

— 46.39 Кб (Скачать)

9. Право  представительного органа местного  самоуправления устанавливать на  своей территории в соответствии  с законодательством РФ местные  налоги, сборы, другие платежи,  подлежащие зачислению в местный  бюджет, а также право определять  размеры этих платежей, льготы. Право  органов местного самоуправления  устанавливать местные налоги  и сборы закреплено в Конституции  РФ (ст. 132)'.

10. Право  на компенсацию увеличившихся  расходов или уменьшившихся доходов,  возникших в результате решений,  принятых вышестоящими органами  государственной власти. Это право  как важная гарантия стабильности  местных бюджетов закреплено  в Конституции РФ (ст. 133).

Здесь имеются  в виду случаи, когда принятое вышестоящим  органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация  производится за счет средств вышестоящих  бюджетов.

11. Право  представительных органов местного  самоуправления самостоятельно  определять организационные формы  контроля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их решению может быть создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета2.

 

 

 12.Правовой   режим   межбюджетных   отношений  
Понятие «межбюджетные отношения» впервые появилось именно в БК РФ (гл. 16 ст. 129—142). В ст. 129 БК РФ они определены как отношения, возникающие между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.  
Развитие  межбюджетных   отношений  связано с развитием бюджетного федерализма в России, базирующегося на ст. 71, 72, Конституции РФ. Концепция реформирования  межбюджетных   отношений  в РФ в 1999 — 2001 гг. была одобрена в 1998 г. и реализуется до настоящего времени. Этапным моментом реферирования явилось принятие Бюджетного кодекса РФ. 
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:  
— распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 
— разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;  
— равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; 
— выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований; 
— равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.  
Принципы  межбюджетных   отношений  объединяют все уровни бюджетной системы и в то же время лежат в основе разграничения доходов и расходов между ними.

13.Бюджетный   процесс  - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления  и  участников  бюджетного   процесса  по составлению  и  рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению  и  исполнению бюджетов  и  бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением», - где не предусмотрена  стадия  составления  и  утверждения отчета об исполнении бюджета. 

В основе  бюджетного   процесса  лежат определенные  принципы , соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить  и  исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно  и  с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным  кодексом в гл. 5 предусмотрены общие  принципы  для  бюджетной  системы в целом.

Это следующие  принципы :

· единства  бюджетной  системы Российской Федерации;

· разграничения доходов  и  расходов между уровнями  бюджетной  системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности  использования  бюджетных  средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности  и  целевого характера  бюджетных  средств (ст. 28. БК РФ). 

Принцип  единства  бюджетной  системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм  бюджетной  документации, принципов   бюджетного   процесса  в Российской Федерации, санкций за нарушения  бюджетного  законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней  бюджетной  системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и  местных бюджетов. Принцип  разграничения доходов  и  расходов между уровнями  бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично)  и  полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и  органами местного самоуправления.Принцип  самостоятельности бюджетов означает:право законодательных (представительных)  и  исполнительных органов государственной власти  и  органов местного самоуправления на соответствующем уровне  бюджетной  системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный   процесс ; (п.1, ст. 31 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

Принцип  полноты отражения доходов  и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов  и  иные обязательные поступления, определенные налоговым  и   бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке  и  в полном объеме. Все государственные  и  муниципальные расходы подлежат финансированию за счет  бюджетных  средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в  бюджетной  системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки  и  рассрочки по уплате налогов  и  иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов  и  по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и  иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 

Принцип  сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета  и  поступлений из источников финансирования  его  дефицита.

При составлении, утверждении  и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.  

Принцип  эффективности  и  экономности использования  бюджетных  средств означает, что при составлении  и  исполнении бюджетов уполномоченные органы  и  получатели  бюджетных  средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 

Принцип  общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования  его  дефицита. ( ст. 35 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

Доходы бюджета  и  поступления из источников финансирования  его  дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых  бюджетных  фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней  бюджетной  системы Российской Федерации.  

Принцип  гласности означает:

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов  и  отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

обязательную открытость для общества  и  средств массовой информации процедур рассмотрения  и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным)  и  исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.  

Принцип  достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и  расходов бюджета. 

Принцип  адресности  и  целевого характера  бюджетных  средств означает, что  бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей  бюджетных  средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Стадии: их 2-ве::

1.2 Стадия  рассмотрения  и утверждения бюджета

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном  бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты  федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные  акты РФ; о тарифах страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год - до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение  трех дней направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального бюджета на очередной  финансовый год в четырех чтениях. В первом - чтении - в течении 30 дней со дня внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2001. - С.105.

Государственная Дума рассматривает  законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  и главным распорядителем средств  федерального бюджета по всем четырем  уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает  законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный  закон должен быть принят Государственной  Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный  закон о федеральном бюджете  в течение пяти дней передается на обязательное рассмотрение в Совет  Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения  Советом Федерации федеральный  закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию, которая  в течение 10 дней выносит на повторное  рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает  его в одном чтении. При несогласии Думы с решением Совета Федерации  закон считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом  федерального закона о федеральном  бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение  осуществляется в описанном порядке.

При непринятии Думой федерального закона о федеральном бюджете  до 1 декабря текущего года, а также  в случае невступления в силу данного  закона до 1 января очередного года в  силу каких-либо причин, данный закон  не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти расходуют средства федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В федеральный закон о  федеральном бюджете могут быть внесены изменения  и  дополнения, разработанные  и  представленные Правительством РФ, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

1.3 Стадия  отчета  об исполнении бюджета  

Бюджетный   процесс  завершается составлением  и  утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Информация о работе Доходы бюджета