Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:02, контрольная работа
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов.
1.
Предметом бюджетного права
предмет бюджетного права следует определять как совокупность отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.
2. Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты: федеральные законы и указы Президента, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие бюджетные правоотношения.
Основными источниками бюджетного права являются акты бюджетного законодательства. Согласно ст. 2 Бюджетного Кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из Бюджетного Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов федерации об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах и др.
3. Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов. Это отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.
4. Субъекты бюджетных правоо
1. Государство, национально-
2. Представительные и
3. Государственные и
К первой группе относятся: Российская
Федерация, республики в составе Российской
Федерации, автономная область, автономные
округа, края, области, города, районы,
села и поселки. Государства, национально-государственные
и административно-
Ко второй группе субъектов бюджетных
Бюджетные правоотношения
К третьей группе субъектов
бюджетных отношений относятся:
государственные и
5.Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования
государства и муниципальных образований, выполнения
ими своих задач. В то же время и государствен
С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.
Согласно статье 215.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации кассовое
обслуживание исполнения бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации осуществляется Федер
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых сметвсех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ)
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
В основе распределения
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов
отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и
исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом
местного самоуправления самостоятельно.
6. Бюджетная система Российской Федерации — это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
7. Для составления отчетов об исполнении
бюджетов и обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации используется
единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная
Федеральным законом.Бюджетная классификация Российской Федерации — это
группировка доходов и расходов бюджетов
всех уровней бюджетной
системы РФ, а также источников финансирования
дефицитов бюджетов. Она обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации.
Состав бюджетной
классификации РФ можно объяснить
так: бюджетная классификация включает
в свой состав:
1. Классификацию доходов бюджетов Российской
Федерации.
2. Функциональную классификацию расходов
бюджетов Российской Федерации.
3. Экономическую классификацию расходов
бюджетов Российской Федерации.
4. Ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.
5. Классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов Российской
Федерации.
6. Классификацию внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета.
7. Классификацию видов государственных
внутренних долгов Российской Федерации
субъектов Российской Федерации, унитарных
образований.
8. Классификацию видов государственного
внешнего долга Российской Федерации
и государственных внешних активов Российской
Федерации
8. Основными принципами
бюджетной системы Российской Федерации
являются:
1. Принцип единства
бюджетной системы Российской Федерации. Этот
принцип означает единство правовой базы,
единство денежной системы, применение
единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации. Принцип
этот состоит в закреплении (полностью
или частично) соответствующих видов налоговых
доходов за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность
бюджетов. Принцип самостоятельности
бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных)
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
осуществлять бюджетный
процесс,
б) наличие собственных источников доходов
оборотов каждого уровня бюджетной системы,
определяемых в соответствии с законодательством
России;
в) законодательное закрепление регулирующих
доходов, полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов в соответствии
с бюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти
и органов местного самоуправления самостоятельно
определять направления расходования
средств бюджетов, определять источники
покрытия дефицитов бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и
расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Этот принцип означает,
что все доходы и расходы
бюджетов и иные поступления,
определенные налоговым и
Налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по
5. Принцип сбалансированности
бюджетов. Сбалансированность бюджетов
означает, что объем предусмотренных расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и источников финансирования
его дефицита. При составлении бюджета
органы власти должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности
и экономности использования бюджетных
средств.
Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств означает,
что при составлении бюджетов и использовании
бюджетных средств уполномоченные органы
и получатели средств должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего
результата с определенного объема бюджетных
средств.
7. Принцип гласности.
Принцип гласности означает опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов
и отчетов об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений
по решению органов государственной власти
и органов местного самоуправления, открытость
для общества процедур рассмотрения и
принятия решений по проектам бюджетов.
Секретные статьи могут утверждаться
только в составе федерального бюджета.
8. Принцип достоверности
бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает
надежность показателей прогнозов социально-экономического
развития соответствующей территории
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
9. Принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей.
В соответствии с Федеральным законом
"О внесении изменений и дополнений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета
и поступления из источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов
целевых бюджетных фондов, средств целевых
иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств — из бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации.
Действия должностных лиц, приводящие
к нарушению адресности предусмотренных
бюджетом средств, к расходованию их на
цели, не обозначенные в бюджете, являются
нарушением бюджетного законодательства
РФ.