Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:38, реферат
Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития».
1. Государственный бюджет (структура, способы пополнения бюджета)………………………………………………………………………..3
2. Формы (виды) государственного бюджета………………………………..6
3. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………7
4. Способы и источники финансирования государственного бюджета……9
5. Три концепции бюджетной политики……………………………………11
6. Вывод……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………
Следует
отметить, что бездефицитность бюджета
еще не означает «здоровья» экономики.
Надо четко представлять себе, какие процессы
протекают внутри самой финансовой системы,
какие изменения воспроизводственного
цикла отражает дефицит бюджета.
4.
Способы и источники
финансирования
Большинство бюджетов бюджетной системы РФ сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
В
экономических системах с фиксированным
количеством денег в обращении
правительство располагает
Однако «сеньоранж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.
Статьей 167 проекта Бюджетного
Кодекса в качестве источников
финансирования дефицита
Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.
Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи ценных бумаг субъектов РФ; кредитов, полученных органами исполнительной власти субъектов РФ; ссуд, полученных от федерального и других бюджетов.
Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета субъектов РФ могут иметь форму облигаций субъектов РФ, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. В целом проект Бюджетного Кодекса обобщает уже имеющуюся практику.
Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.
Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
5. Три концепции бюджетной политики
В мировой теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита, реализация которых в той или иной стране в решающей мере определяется экономической доктриной, на которую опирается ее правительство при формировании своей экономической политики:
Приведем в связи с этим 2 противоположных примера:
Как
видим, реализация концепции ежегодно
балансируемого бюджета в рыночной
экономике означала бы усиление колебаний
экономической конъюнктуры, деловой
цикл в этом случае становился бы все
более ярко выраженным. Однако в
условиях экономического спада правительство
уже несколько лет пытается ликвидировать
бюджетный дефицит, стремясь таким
образом выполнить условие
Отвергаемая кейнсианцами концепция ежегодно балансируемого бюджета в целом приветствуется современными неоклассиками. Оценивая бюджетный дефицит как однозначно деструктивное, порождающее инфляцию финансовое явление, монетаристы требуют его ликвидации в максимально сжатые сроки. Данная концепция выдвигается неоконсерваторами и в связи с их критикой государственного сектора. Они полагают, что если правительству будет официально разрешен бюджетный дефицит, то оно резко расширит спектр программ, финансируемых не за счет налогов, а за счет дефицита госбюджета. А такое расширение государственного сектора означало бы посягательство правительства на сам институт частной собственности, которая у неоконсерваторов есть основа основ рыночной экономики. Однако опасения современных неоклассиков относительно расширения степени участия государства в присвоении могут быть признаны оправданными лишь в том случае, если все производственные ресурсы общества к тому времени уже эффективно используются частными предпринимателями. Но в обстановке экономического спада такого обычно не наблюдается: коэффициент использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в этот период невелик, да и народнохозяйственная эффективность оставляет желать лучшего. И в данных условиях правительство, временно закрывая глаза на рост дефицита бюджета, получает моральное право заметно нарастить свои расходы и тем самым создать такие устраняющие массовую безработицу и гарантирующие экономический рост общегосударственные объекты, которыми с успехом воспользуются в будущем не только широкие массы населения, но и сами частные фирмы (в том числе и путем приватизации),
Исходя из этого, рассматриваемая концепция в определенные периоды принимается на вооружение правительствами западных стран. Дж. Бьюкенен утверждал, что наихудшее наследие Кейнса для экономики состоит в том, что он узаконил бюджетный дефицит. Для устранения данного наследия в США в 1985 г. был принят закон о поэтапной (до 1993 г.) ликвидации чрезмерного дефицита федерального бюджета. Для этого планировалось сократить государственные расходы (прежде всего на национальную оборону, образование, субсидии сельскому хозяйству, пособия по безработице, транспорт, науку, космические программы). Неизменными оставались только расходы на социальное страхование и некоторые программы поддержки уровня жизни. В качестве других форм реализации этого закона рассматривались приватизация (переложение на частный бизнес затрат на содержание жилищного фонда, транспорта - например, вашингтонского международного аэропорта и т.п.); предоставление президенту и губернаторам права накладывать вето на расходы по отдельным статьям бюджета (хотя противников этой меры, отстаивающих необходимость ограничения власти политиков, всегда было достаточно). Правда, Нельзя не отметить тот факт, что бездефицитность американского бюджета была достигнута гораздо позднее - к концу 90-х гг. уже при администрации Б. Клинтона.
Как видим, концепция ежегодно балансируемого бюджета в 80-90е гг. активно возрождалась в мире - но под качественно иным теоретическим "соусом". Главным орудием достижения бюджетного равновесия стали не столько государственные расходы (значительное уменьшение которых - акция, политически весьма опасная), сколько налоги. Причем речь шла вовсе не о повышении налогового бремени, а, наоборот, об его заметном сокращении - при компенсации недобора средств в бюджет прежде всего за счет резкого урезания перечня налоговых льгот.
Информация о работе Дефицит бюджета: концепции регулирования