Дефицит бюджета: концепции регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития».

Содержание

1. Государственный бюджет (структура, способы пополнения бюджета)………………………………………………………………………..3
2. Формы (виды) государственного бюджета………………………………..6
3. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………7
4. Способы и источники финансирования государственного бюджета……9
5. Три концепции бюджетной политики……………………………………11
6. Вывод……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат готовый.docx

— 89.23 Кб (Скачать)

     Федеральное Агентство по образованию

     Южно-Уральский  Государственный Университет

     Кафедра Мировой экономики и экономической  теории 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  предмету: «Бюджетная система РФ»

на тему: "Дефицит бюджета: концепции регулирования"

 
 
 

                                   Выполнил:

                                   Проверил:  
 
 
 
 

Челябинск

2011 г

 

Содержание

1. Государственный бюджет (структура, способы пополнения бюджета)………………………………………………………………………..3

2. Формы (виды) государственного бюджета………………………………..6

3. Причины возникновения  бюджетного дефицита…………………………7

4. Способы и  источники финансирования государственного  бюджета……9

5. Три концепции  бюджетной политики……………………………………11

6. Вывод……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………..20 
 
 
 
 
 

 

    1. Государственный  бюджет (структура,  способы пополнения  бюджета)

    Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием  бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития».

    Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть  национального дохода. Бюджет организован  в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный бюджет (схема1), наряду с которым существуют областные и местные бюджеты (штатов, округов, городов и т.д.)  (схема 2). 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Структура доходов и расходов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень  отношений центрального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации, другие важные моменты.

    Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации. Важнейшая роль местных бюджетов приходит в явное  противоречие с практикой формирования их доходной базы. Анализ структуры  доходов местных бюджетов показывает, что на 60-80% они состоят из отчислений от доходов вышестоящих бюджетов, т.е. декларируемую Законом «Об  основах бюджетной системы РФ»  самостоятельность бюджета каждого  уровня можно оценить как весьма относительную. Таким образом, одно из направлений при продолжении экономических реформ – совершенствование межбюджетных отношений. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.

    В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

    Ряд статей государственных бюджетов имеет  общепринятый характер, и их можно  встретить практически повсеместно. В расходной части к ним  относятся социальная поддержка  и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные  займы.

    Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение  бюджетных ресурсов между бюджетами  разных уровней. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. На всех стадиях  бюджетного процесса проводится экономический  анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов  и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований.

    Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации – группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
 

    2. Формы (виды) государственного бюджета

    Полностью сбалансированный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

    Нормальным  считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета  обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка. Международные стандарты  предполагают возможный дефицит  бюджета на уровне 2-3% ВНП. Такой или  больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии  государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя  доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам  не облагаются налогом. С позиции же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

    Министерство  финансов Российской Федерации, как  федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах, обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая  исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительстве РФ.  

    3. Причины возникновения бюджетного дефицита

    Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом  дохода».

    В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

    Сам по себе дефицит бюджета не может  быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые  экономически развитые страны в критические  периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений  расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в  будущем рост производства и прибыли  в них с лихвой возместят произведенные  затраты и общество в целом  от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания  «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики, главным  из которых является усиление инфляционных процессов.

    Бюджетный дефицит, несомненно, относится к  так называемым отрицательным экономическим  категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической  системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Информация о работе Дефицит бюджета: концепции регулирования