Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, доклад
Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.
• обоснованность и
определение размеров бюджетных
расходов по каждому направлению;
• сбалансированность
бюджета.
Принципы бюджетного
планирования большей частью определяются
принципами построения бюджетной системы.
Первый принцип
бюджетного планирования в Украине
определяется принципами самостоятельности
и единства в построении бюджетной
системы. При наличии двух указанных
принципов бюджетное
Второй принцип
бюджетного планирования – принцип
составления бюджета с учётом
достижений экономической мысли. Это
означает, что все расчеты доходов,
нормативов расходов по текущему бюджету,
направления инвестиций по бюджету
развития, должны иметь соответствующие
научные обоснования
Порядок составления,
рассмотрения, утверждения и исполнения
государственного бюджета
Составление, рассмотрение,
утверждение бюджета, его исполнение
и контроль за исполнением, а также
утверждение отчета об исполнении бюджета
- это стадии бюджетного процесса.
Проект закона о
Государственном бюджете
Министр финансов Украины
отвечает за составление проекта
закона о Государственном бюджете
Украины, определяет основные организационно-методические
принципы бюджетного планирования, которые
используются для подготовки бюджетных
запросов и разработки предложений
проекта Государственного бюджета
Украины.
Не позднее 1 июня
или первого следующего за этой датой
дня пленарных заседаний ВР Украины
в Верховной Раде Украины проводятся
парламентские слушания по вопросам
бюджетной политики на следующий бюджетный
период. С докладом об Основных направлениях
бюджетной политики на следующий бюджетный
период выступает премьер-министр Украины
или по его поручению министр финансов
Украины
Проект Основных
направлений бюджетной политики
на следующий бюджетный период содержит
предложения КМ Украины относительно:
1) предельного размера
дефицита (профицита) Государственного
бюджета Ук-
раины в процентах
к прогнозному годовому объему ВВП;
2) доли прогнозного
годового объема ВВП,
ный бюджет Украины;
3) предельного объема
государственного долга и его
структуры;
4) удельного веса
объема межбюджетных
5) удельного веса
капитальных вложений в
6) взаимоотношений
Государственного бюджета
7) изменений к
законодательству, принятие которых
является необходимым для
8) перечня главных
распорядителей средств
9) защищенных статей
расходов бюджета;
10) обоснования необходимости деления бюджета на общий и специаль-
ный фонды.
По результатам
парламентских слушаний ВР Украины
принимает постановление об одобрении
или принятии к сведению Основных
направлений бюджетной политики
на следующий бюджетный период.
Для подготовки предложений
к проекту Государственного бюджета
Украины Минфин Украины разрабатывает
и доводит до главных распорядителей
бюджетных средств инструкции по
подготовке бюджетных запросов. Эти
инструкции могут вводить организационные,
финансовые и другие ограничения, которые
обязаны соблюдать все
Бюджетный запрос - это
документ, подготовленный распорядителем
бюджетных средств, содержащий предложения
с соответствующими обоснованиями
в отношении объема бюджетных
средств, необходимых для его
деятельности на следующий бюджетный
период.
На основании анализа
бюджетных запросов, Министерство финансов
Украины готовит проект закона о
Государственном бюджете
Министерство финансов
Украины в период подготовки предложений
к проекту Государственного бюджета
Украины рассматривает и
Министерство Финансов
Украины подает проект закона о Государственном
бюджете Украины Кабинету Министров
Украины для рассмотрения, а также
вносит предложения по срокам и порядку
рассиотрения этого проекта в КМ
Украины. Кабинет
Министров Украины принимает
постановление об одобрении проекта
закона о Государственном бюджете
и подает его вместе с соответствующими
материалами Верховной Раде Украины
не позднее 15 сентября года, предшествующего
плановому.
Вместе с проектом
закона о Государственном бюджете
Украины, одобренным КМ Украины, подаются:
1) пояснительная
записка к проекту закона о
Государственном бюджете,
а) информацию об экономическом
положении государства и
гнозных макропоказателях экономического и социального развития Ук-
раины на следующий
бюджетный период;
б) оценку поступлений доходов и других средств (займов), предлагаемых
для обеспечения
финансовыми ресурсами расходов
бюджета;
в) пояснения к основным положениям проекта Государственного бюджета
Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины, включая
анализ предлагаемых объемов расходов на выполнение функций , про-
грамм;
г) обоснования особенностей
межбюджетных взаимоотношений;
г) прогноз основных макропоказателей экономического и социального раз-
вития Украины, показателей сводного бюджета Украины по основным ви-
дам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетных
периода;
д) информацию об объемах государственного долга, в том числе по типу
долгового обязательства,
графике его погашения, объемах
и условиях займов;
е) информацию по учету предложений ВР Украины к Основным направле-
ниям бюджетной политики на следующий бюджетный период, если они были
приняты Верховной Радой
Украины.
2) прогнозные показатели
сводного бюджета Украины
классификации, а
также сводный баланс финансовых
ресурсов Украины;
3) перечень льгот
по налогам, сборам и другим
обязательным платежам с
4) показатели расходов
Государственного бюджета
5) перечень инвестиционных
программ на следующий
6) другие материалы,
объем и форму которых
1) общая сумма
доходов и общая сумма расходов
(с распределением на общий и специальный
фонды, а также с распределением расходов
на текущие и капитальные);
2) предельный объем
годового дефицита (профицита) Государственного
бюджета Украины в следующем
бюджетном периоде и
3) бюджетные назначения
главным распорядителям
4) доходы бюджета
по бюджетной классификации;
5) бюджетные назначения
межбюджетных трансфертов;
6) дополнительные
положения, регламентирующие
жета.
Расходы проекта
закона о Государственном бюджете
Украины по главным распорядителям
бюджетных средств должны быть детализированы
по подразделениям функциональной классификации
( программной классификации в случае
составления проекта бюджета по программно-целевому
методу).
Через пять дней после
представления КМ Украины проекта закона
о Государственном бюджете Украины в ВР
Украины министр финансов Украины представляет
его на пленарном заседании ВР Украины.
Председатель Комитета
ВРУ по вопросам бюджета докладывает
о соответствии закона о Государственном
бюджете Украины требованиям
Бюджетного кодекса, Основным направлениям
бюджетной политики на следующий бюджетный
период и др.
После принятия к
рассмотрению представленного проекта
закона о Государственном бюджете
ВР Украины готовит этот проект к
первому чтению. Проект закона рассматривается
народными депутатами Украины, а
также в комитетах, депутатских
фракциях и группах ВРУ. Комитеты
ВРУ формируют свои предложения к проекту
закона и передают их в Комитет ВРУ по
вопросам бюджета и назначают представителей
для участия в его работе. Такие предложения
принимаются до 1 октября.
Комитет ВРУ по вопросам
бюджета не позднее 15 октября, совместно
с уполномоченными
Первое чтение проекта
закона о Государственном бюджете
Украины
начинается с доклада
председателя Комитета ВР Украины по
вопросам бюджета относительно Заключений
и предложений к проекту закона
о Государственном бюджете, после
чего идет его обсуждение. Заключения
и предложения к проекту закона голосуются
в целом, если положительное решение не
принято, происходит постатейное голосование.
Принятие решения
относительно Заключений и предложений
к проекту закона о Государственного
бюджета Украины считается
После этого КМУ
в двухнедельный срок готовит
и подает не позднее 3 ноября доработанный
проект закона о Государственном
бюджете Украины в ВРУ. Комитет ВРУ
по вопросам бюджета в течение трех дней
после подачи этого проекта, подготовленного
ко второму чтению, готовит заключение
относительно рассмотрения проекта закона
о Государственном бюджете во втором чтении.
Второе чтение начинается
с доклада министра финансов Украины
относительно доработанного
проекта закона о Государственном
бюджете. Председатель Бюджетного комитета
ВРУ докладывает заключения комитета
относительно учета КМУ Бюджетных заключений
ВРУ при подготовке проекта закона о Государственном
бюджете Украины ко второму чтению
Второе чтение предусматривает
в первую очередь утверждение
общего объема дефицита (профицита), доходов
и расходов Государственного бюджета
Украины с дальнейшим постатейным
голосованием проекта закона о Государственном
бюджете Украины, представленного
КМУ на второе чтение. Второе чтение
проекта закона завершается непозднее
20 ноября года, предшествующего плановому
году. Статьи проекта, не принятые во втором
чтении, переносятся на рассмотрение
в третьем чтении.
Комитет ВРУ по вопросам
бюджета, дорабатывает проект закона о
Государственном бюджете и вносит его
на рассмотрение ВРУ в третьем чтении
не позднее 25 ноября.