Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, доклад
Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
В УКРАИНЕ
Порядок составления,
исполнения и составления отчета
об исполнении государственного бюджета
Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона
«О бюджетной системе Украины». Статьи
13, 14, 15 этого закона регламентируют составление
и исполнение местных бюджетов, а ст. 28
Закона Украины «О местном самоуправлении
в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия
органов местного самоуправления в бюджетной
сфере.
Бюджетный процесс -
регламентированный законодательством
порядок создания, рассмотрения, утверждения
бюджетов, их исполнения и контроль
за их исполнением, утверждения отчетов
об исполнении бюджетов, которые входят
в бюджетную систему Украины. Государственный
бюджет Украины утверждается законом
Украины.
Правовое регулирование
бюджетного процесса в Украине осуществляется
в соответствии с Конституцией Украины
(п.4,14 ст.85; п.1 ст. 94; ст.ст. 95-98; п.6 ст.116; п.4
ст.119; п.4 ст.138; ст. 143); Законом Украины «О
бюджетной системе Украины» от 05.12.90 г.
с изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины от 08.10.91 г., 05.05.93 г., 29.06.95
г., 21.05.97 г.; Законом Украины «О местном
самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г.;
Постановлением Верховного Совета Украины
№ 170 от 06.05.96 г. утверждающего «Правила
оформления Закона Украины о государственном
бюджете Украины»; Законом Украины «О
счетной палате Верховного Совета Украины»
от 11.07.96 г.
Бюджетный процесс
состоит из трех стадий:
Первая стадия - составление
проекта бюджета, представляет собой
деятельность по разработке пакета документов
(проекта бюджета), либо приятием соответствующий
правовых актов (Закон, Постановления,
Решения сессии местного совета).
Вторая стадия - рассмотрение
и утверждение, начинается с момента
предоставления проекта бюджет на рассмотрение
в Верховный совет или Местные
советы и завершается принятием
Закона о государственном бюджете
либо решением сессии Местного совета
на планируемый год.
Третья стадия - исполнения
и составления отчета об исполнении
начинается с 1 января планируемого года
и завершается утверждением отчета
об исполнении бюджета.
Составление бюджета.
Порядок и сроки
составления проекта бюджета (государственного)
определяет Кабинет Министров Украины.
Сроки представления на рассмотрение
и утверждение устанавливает
Президент Украины или
Верховный Совет
не позднее 15 июня текущего года разрабатывает
и представляет Президенту Украины
на рассмотрение специальное постановление
(бюджетную резолюцию) об основных направлениях
бюджетной политики на наступающий
бюджетный год (ст.26 Закона «О бюджетной
системе Украины»).
Согласно ст.7 Закона
Украины «О бюджетной системе
Украины» в редакции от 29.06.95 г. и
конституционно закрепленных полномочий
(ст.96 Конституции Украины), Кабинет
Министров Украины не позднее 15 сентября
каждого года представляет на рассмотрение
Верховного Совета Украины проект государственною
бюджета Украины и отчет о
его исполнении. Следовательно, стадия
составления проекта
Проект Закона Украины
о бюджете Украины на соответствующий
бюджетный год должен соответствовать
«Правилам оформления Закона Украины
о государственном бюджете
Работа по составлению
проекта бюджета, как правило, начинается
за пять - шесть месяцев до начала
планируемого года.
Проект бюджета
составляется на основе показателей
прогноза экономического и социального
развития государства или отдельного
региона. При разработке государственного
бюджета в основу принимаются
научно обоснованные экономические
нормативы, проекты сводных балансов
доходов и расходов, сводные сметы
расходов министерств и ведомств,
балансы доходов и расходов предприятий
и учреждений, состоящих на республиканском
бюджете не входящих в состав министерств
и ведомств.
Проект государственного
бюджета по техническому оформлению
представляет собой пакет расчетов
по доходам и расходам, построенных
в полном соответствии с бюджетной
классификацией по разделам, главам, параграфам
и статьям, отражающих экономическое содержание
включаемых мероприятий. Юридическое
значение проекта бюджета состоит в том,
что разработка его осуществляется на
основе финансово-правовых норм действующего
законодательства по доходам - системы
налогообложения и устанавливаемых обязательных
платежей; ставок налогообложения, применяемых
льгот, сроков уплаты, по расходам - научно-обоснованных
и утвержденных экономических нормативов;
установленного порядка финансирования
отраслей народного хозяйства и отдельных
мероприятий.
Рассмотрение и
утверждение бюджета.
Второй стадией
бюджетного процесса является рассмотрение
и утверждение бюджета. Представленный
Верховному Совету проект государственного
бюджета передается постоянной комиссии
по вопросам планирования, бюджета, финансов
и цен для рассмотрения и подготовки
проекта к утверждению.
Стадию рассмотрение
и утверждение бюджета условно
можно разделить на два этапа:
предсессионное рассмотрение
проекта бюджета, т.е. подготовка его к
рассмотрению на сессии Верховного Совета;
рассмотрение и
утверждение проекта на сессии.
Постоянная комиссия
Верховного Совета Украины по вопросам
планирования, бюджета, финансов и цен,
после анализа проекта бюджета
рассматривает его по различным
направлениям своей деятельности. К
ним относятся: контроль и выборочные
проверки с изучением хозяйственной
деятельности на местах; заслушивание
на заседаниях постоянной комиссии руководителей
министерств и ведомств; рассмотрение
проекта бюджета на совместных заседаниях
с привлечением отраслевых и функциональных
постоянных комиссий.
Завершается предварительное
рассмотрение проекта бюджета составлением
постоянной комиссией по вопросам планирования,
бюджета, финансов и цен заключения
по планированию бюджета. Проект государственного
бюджета вместе с заключением
постоянной комиссии по вопросам планирования,
бюджета, финансов и цен представляется
Президиуму Верховного Совета, что
даёт основание для рассмотрения
проекта бюджета на сессии Верховного
Совета Украины.
Второй этап рассмотрения
проекта государственного бюджета
Украины проходит на сессии Верховного
Совета Украины и начинается с
доклада Министра финансов Украины
от имени правительства. Вторым выступает
председатель постоянной комиссии по
вопросам планирования, бюджета, финансов
и цен. Только после этого выступают
народные депутаты с обсуждением
проекта бюджета. Завершается обсуждение
проекта выступлением Министра финансов
с заключительным словом и голосованием
по отдельным направлениям бюджета.
За Верховным Советом
Украины, единственным органом законодательной
власти, (п.4 ст.85 Конституции Украины)
закреплено право на утверждение
государственного бюджета, осуществление
контроля за ходом его выполнения, утверждение
отчета об исполнении и внесении изменений
в государственный бюджет Украины. Верховный
Совет по одобренному бюджету принимает
Закон «О государственном бюджете Украины»
на новый бюджетный год, который публикуется
в официальных источниках.
Согласно п.23 ст.26
Закона Украины «О местном самоуправлении
в Украине» от 21.05.97 г. в исключительной
компетенции сельских, поселковых,
городских Советов находится
утверждение местных бюджетов.
Исполнение бюджета.
Составление отчета
об исполнении бюджета.
Третьей завершающей
и решающей стадией является исполнение
бюджета (государственного или местного)
и составление отчета об исполнении
бюджета. Фактическое исполнение бюджета
начинается с 1 января и завершается
31 декабря каждого календарного
года. Стадия бюджетного процесса продолжается
до созыва сессии Верховного Совета Украины
(местного Совета), принимающей бюджет
на следующий год. При стабильной
экономической обстановке сессии, как
правило, проводились в ноябре или
декабре предшествующего года, таким
образом последняя стадия бюджетного
процесса охватывает период в один
год десять - одиннадцать месяцев.
Но это верно при стабильной экономической
ситуации в стране, в этом же году Закон
«О государственном бюджете Украины»
был принят 27 июня, а до этого с 1 января,
в соответствии со ст.28 Закона Украины
«О бюджетной системе Украины», действовал
Закон «О порядке финансирования расходов
с государственного бюджета Украины в
1997 г. до принятия Закона Украины «О государственном
бюджете Украины на 1997 год»» принятый
11 декабря 1996 г.
Выполнение и предоставление
отчета об исполнении государственного
бюджета Украины, в соответствии
со ст.97 и п.6 ст.166 «Конституции Украины»,
возложено на Кабинет Министров
Украины, контроль за использованием бюджетных
средств в соответствии со ст.2 Закона
Украины «О счетной палате Верховного
Совета Украины» и ст. 98 «Конституции
Украины» от имени Верховного Совета
осуществляет Счетная палата. Утверждение
отчета об исполнении государственного
бюджета Украины в соответствии со п.4
ст.85 «Конституции Украины» осуществляет
Верховный Совет.
Выполнение и предоставление
отчета об исполнении местных бюджетов
возложено на местные государственные
администрации соответствующих
территорий (ст.119 п.4,5 «Конституции Украины»).
Исполнение бюджета
осуществляется в соответствии с
росписью бюджета, составленной на основании
утвержденного бюджета.
Роспись бюджета (поквартальная
разбивка) - это планово-финансовый
акт оперативного управления исполнением
доходной и расходной частей бюджета,
построенный в строгом
Содержание и структура
бюджетного процесса
Организация бюджетного
процесса в Украине осуществляется
в соответствии с «Бюджетным
кодексом Украины»,
который принят Верховной Радой
Украины 21 июля 2001года №2542 /!!!
Этим Кодексом определяются
основы бюджетной системы Украины,
её структура, принципы, правовые основы
функционирования, основы бюджетного
процесса и межбюджетных отношений
и ответственность за нарушение
бюджетного законодательства. Дается
следующее определение
В современной экономической
литературе существует единая точка
зрения относительно определения содержания
бюджетного процесса – это процесс
составления, рассмотрения, утверждения
и выполнения бюджетов всех уровней.
Определения бюджетного
процесса в украинском законодательстве
дается более расширенным, поскольку процедура
бюджетного процесса начинается с составления
бюджета и заканчивается утверждением
отчетов об их выполнении.
Все стадии бюджетного
процесса повторяются систематически,
ежегодно. В этом воплощается принцип
ежегодности бюджета. Бюджет составляется
и утверждается на год, который имеет название
бюджетного года, или бюджетного периода.
В Украине он совпадает с календарным
годом: с 1 января по 31 декабря.
Во Франции, Бельгии,
Швейцарии бюджетный год также
совпадает с календарным. Но следует
отметить, что не во всех странах этот
период совпадает с началом года. Так,
в Великобритании, Канаде, Японии он начинается
с 1 апреля, в Италии – с 1 июля, в США - с
1 октября.
Первые три стадии
в структуре бюджетного процесса,
а именно: составления, рассмотрение
и утверждения составляют бюджетное
планирование.
Бюджетное планирование
представляет собой комплекс организационно-технических,
методических и методологических мероприятий
определения доходов и расходов
бюджетов в ходе их составления, рассмотрения
и утверждения.
Бюджетное планирование
базируется на задачах, которые стоят
перед органами, на которые возложены
функция составления проекта
бюджета, а это:
• определение реальной
величины доходов, которые необходимо
мобилизовать в следующем бюджетном
периоде;