Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:26, контрольная работа
Бюджетная система Российской Федерации - одна из важнейших учебных дисциплин в системе подготовки студентов по экономическим специальностям, которая позволяет расширить область знаний будущих специалистов, сформировать у них практические навыки решения различных проблем в сфере государственных финансов. Данная дисциплина выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие бюджетного процесса………………………………………….4
2.Стадии бюджетного процесса…………………………………………...8
2.1 Стадия составления проекта бюджета……………………………..9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета………...10
2.3 Стадия исполнения проекта бюджета…………………………….14
2.4 Стадия составления отчетов об исполнении бюджета и их утверждение……………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
Контрольная работа
По дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
На тему «Бюджетный процесс»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие бюджетного процесса………………………………………….4
2.Стадии бюджетного процесса…………………………………………...8
2.1 Стадия составления проекта бюджета……………………………..9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета………...10
2.3 Стадия исполнения проекта бюджета…………………………….14
2.4 Стадия составления
отчетов об исполнении бюджета и их утверждение…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Бюджетная система Российской Федерации - одна из важнейших учебных дисциплин в системе подготовки студентов по экономическим специальностям, которая позволяет расширить область знаний будущих специалистов, сформировать у них практические навыки решения различных проблем в сфере государственных финансов. Данная дисциплина выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов.
Тема данной контрольной работы «Бюджетный процесс Российской Федерации».
Целью моей контрольной работы
является выяснение понятия «бюджетный
процесс», а также рассмотреть все этапы
бюджетного процесса.
1. Понятие бюджетного процесса
Государственный бюджет
является одним из важнейших звеньев
финансовой системы страны. Через
бюджет производится мобилизация финансовых
ресурсов государства и расходование
на цели, определяемые государством в
лице соответствующих органов
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1, стр.25, ст.6].
К основным задачам бюджетного процесса относятся:
- выявление материальных и финансовых резервов государства;
- максимально приближенный к
реальности расчет доходов
- максимально точный расчет расходов бюджетов;
- обеспечение максимальной
- согласование бюджетов с
- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. [3, стр.45]
Деятельность государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длиться около трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря [1, стр.25, ст.5].
Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.
В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:
• Принцип единства – наличие единой денежной системы, правил бухгалтерского учета, отчетности законодательства и т.д;
• Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• Принцип самостоятельности
– наличие самостоятельных
• Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
• Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• Принцип сбалансированности бюджета;
• Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
• Принцип общего покрытия расходов бюджетов;
• Принцип открытости (прозрачности);
• Принцип достоверности;
• Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
• Принцип подведомственности расходов бюджетов;
• Принцип единства кассы. [1, стр.44, ст.28]
Все эти принципы в той или иной мере присущи бюджетному процессу.
До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1.
В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ, содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, бюджетный кодекс Российской Федерации включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются:
•Президент Российской Федерации;
•Органы законодательной (представительной) власти;
•Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
•Органы денежно-кредитного регулирования;
•Органы государственного и муниципального финансового контроля;
•Государственные внебюджетные фонды;
•Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
•Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
•Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. [2,стр.52]
Бюджетный процесс – это процесс создания, принятия, утверждения проекта бюджета, его исполнение, а также подготовка и принятие отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
2.Стадии бюджетного процесса
Как было ранее сказано, деятельность государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую. В частности это стадии:
На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.
Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т. п.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. [5]
2.1 Стадия составления проекта бюджета
Эта стадия начинается с послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которое в соответствии с новым Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Затем составлением бюджета занимается Правительство России и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Составление бюджета основывается на:
- Прогнозе социально-экономического развития. [1, стр.172, ст.170,171,172]
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также прядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета определяются Правительством России.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки составления
проектов местных бюджетов устанавливаются
местными администрациями и
[1, стр. 178, ст.184].
Всю практическую работу
по составлению проекта
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов.
Для более полного учёта всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.