Бюджетный процесс и его этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - одна из важнейших учебных дисциплин в системе подготовки студентов по экономическим специальностям, которая позволяет расширить область знаний будущих специалистов, сформировать у них практические навыки решения различных проблем в сфере государственных финансов. Данная дисциплина выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие бюджетного процесса………………………………………….4
2.Стадии бюджетного процесса…………………………………………...8
2.1 Стадия составления проекта бюджета……………………………..9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета………...10
2.3 Стадия исполнения проекта бюджета…………………………….14
2.4 Стадия составления отчетов об исполнении бюджета и их утверждение……………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет имени  М.Т.Калашникова

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ  имени М.Т.Калашникова)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

На тему «Бюджетный процесс»

 

 

 

Выполнил:                                                                студентка гр.22-43 З

                                                                                   Башорина Е.А.

Проверил:                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие бюджетного процесса………………………………………….4

2.Стадии бюджетного процесса…………………………………………...8

    2.1 Стадия составления проекта бюджета……………………………..9

    2.2 Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета………...10

    2.3 Стадия исполнения проекта бюджета…………………………….14

    2.4 Стадия составления  отчетов об исполнении бюджета и их утверждение……………………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………..21

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная система Российской Федерации - одна из важнейших учебных дисциплин в системе подготовки студентов по экономическим специальностям, которая позволяет расширить область знаний будущих специалистов, сформировать у них практические навыки решения различных проблем в сфере государственных финансов. Данная дисциплина выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов.

Тема данной контрольной  работы «Бюджетный процесс Российской Федерации».

Целью моей контрольной работы является выяснение понятия «бюджетный процесс», а также рассмотреть все этапы бюджетного процесса. 

1. Понятие бюджетного процесса

 

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев  финансовой системы страны. Через  бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в  лице соответствующих органов государственной власти.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1, стр.25, ст.6].

К основным задачам бюджетного процесса относятся:

- выявление материальных  и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к  реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет  расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности  бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок  применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. [3, стр.45]

Деятельность  государственных  органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о  его исполнении длиться около  трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря [1, стр.25, ст.5].

Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём  национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные  средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:

• Принцип единства –  наличие единой денежной системы, правил бухгалтерского учета, отчетности законодательства и т.д;

• Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• Принцип самостоятельности  – наличие самостоятельных органов  управления у бюджетов каждого уровня и осуществляющегося самостоятельного бюджетного процесса;

• Принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

• Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

          • Принцип сбалансированности  бюджета;

• Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств;

• Принцип общего покрытия расходов бюджетов;

• Принцип открытости (прозрачности);

• Принцип достоверности;

• Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств;

• Принцип подведомственности расходов бюджетов;

• Принцип единства кассы. [1, стр.44, ст.28]

Все эти принципы в той или иной мере присущи бюджетному процессу.

До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс  России, являлся Закон РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР»   от  10.10.91  № 1734-1.

В настоящее время  нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ, содержатся в  ряде других законов РФ, законов (решений  представительных органов) субъектов  Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, бюджетный кодекс Российской Федерации включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

•Президент Российской Федерации;

•Органы законодательной (представительной) власти;

          •Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•Органы денежно-кредитного регулирования;

•Органы государственного и муниципального финансового контроля;

•Государственные внебюджетные фонды;

•Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

•Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. [2,стр.52]

Бюджетный процесс –  это процесс создания, принятия, утверждения проекта бюджета, его  исполнение, а также подготовка и  принятие отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

 

 

 

 

 

 

2.Стадии бюджетного  процесса

 

Как было ранее сказано, деятельность  государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую.  В частности это стадии:

  1. Составления.
  2. Рассмотрения.
  3. Утверждения.
  4. Исполнения и заключения.
  5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования  за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных  ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т. п.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. [5]

 

 

 

2.1 Стадия составления  проекта бюджета

Эта стадия начинается с послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которое в соответствии с новым Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Затем составлением бюджета занимается Правительство России и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Составление бюджета  основывается на:

  • Бюджетном послании Президента России;
  • Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • Основных  направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

-    Прогнозе социально-экономического развития. [1, стр.172, ст.170,171,172]

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также прядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета определяются Правительством России.

Порядок и сроки составления  проектов бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и сроки составления  проектов местных бюджетов устанавливаются  местными администрациями и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

[1, стр. 178, ст.184].

Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство Финансов РФ.

Составление проекта  федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Несогласованные вопросы  по бюджетным проектировкам в  предстоящем году и на среднесрочную  перспективу подлежат рассмотрению  межведомственной правительственной  комиссией, которую возглавляет  министр финансов.

Для более полного  учёта всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы