Бюджетный процесс и его этапы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.

Содержание

Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая - бюджетный процесс и его этапы в РБ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Воздействие на общественное воспроизводство может осуществляться через распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Успешное ведение хозяйственной деятельности во многом зависит от правильного прогнозирования и планирования, формирования, движения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. 

    1. Составление проекта республиканского бюджета
 

     Составление проектов республиканского бюджета  на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов  Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь.

     Составлению проектов республиканского бюджета  предшествует разработка прогнозов  основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших  денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

     Прогнозы  основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших  денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.

     Министерство  экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.

     Национальный  банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз  параметров важнейших денежно-кредитных  показателей Республики Беларусь на три года.

     Составление проектов республиканского бюджета  осуществляется в соответствии с  законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными  органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета производится Министерством финансов и местными финансовыми органами[2].

     Проект  основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную  финансовую программу, составляется Министерством финансов с учетом прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь, не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     При подготовке проекта закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы:

  • основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
  • оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
  • пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
  • расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
  • основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
  • прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
  • справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
  • сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
  • другие документы и материалы, установленные законодательством[22].

     Данные  документы и материалы представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

     Порядок организации работы по составлению  проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, расчетных показателей по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска утверждается Правительством Республики Беларусь.

     Методическое  руководство, составление проекта  республиканского бюджета, расчетных  показателей по консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов.

     В соответствии со сроком представления  проекта республиканского бюджета  на очередной финансовый год, установленным Правительством Республики Беларусь, Министерство финансов готовит указания о порядке и сроках представления материалов, которые включают в себя перечень показателей и формы, по которым распорядители бюджетных средств, областные (Минский городской) исполнительные комитеты должны представлять в Министерство финансов материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь и определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.

     В перечень показателей, определенных указаниями о порядке и сроках представления  материалов, могут вводиться финансовые и другие ограничения, обязательные для всех распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

     Распорядители бюджетных средств, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты в  соответствии с указаниями о порядке  и сроках представления материалов должны своевременно, достоверно и в полном объеме представлять в Министерство финансов требуемые материалы. Министерством финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов производится рассмотрение указанных материалов с учетом их соответствия цели, приоритетности и эффективности использования бюджетных средств.

     На  основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

     После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:

     1. распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

     2. областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты[2].

     Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском  бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год  не позднее 1 сентября года, предшествующего  очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. 

     2.3 Рассмотрение и  утверждение республиканского  бюджета

   

 Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей в сроки, установленные настоящим Кодексом.

     Принятие  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего  очередному финансовому году.

     В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями:

     1. ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год;

     2. расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются;

     3. нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год [2].

     Проект  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

     Проект  закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

     Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.

     Принятию  проекта закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта  закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам налогообложения  и иные законы при необходимости  внесения в них изменений, а также принятие других законов в случае. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. организация исполнения бюджета
 

     Исполнение  республиканского бюджета и местных  бюджетов осуществляется на основании  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год, решений  местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.

     Учет  исполнения республиканского бюджета  и местных бюджетов по расходам ведется  по кассовым и фактическим расходам.

     Кассовыми расходами бюджета считаются  все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных  расчетов, так и наличными деньгами.

     Фактическими  расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с  законодательством.

     Право организаций на расходование бюджетных  ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового  года. Неиспользованные остатки бюджетных  средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета.

     Оставшиеся  незаконченными на 1 января расчеты  бюджетных организаций по операциям  истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.

     Денежные  средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные  права на них не могут быть предметом  залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.

     Не  допускается безакцептное списание в порядке предварительного и последующего акцепта денежных средств с единого казначейского счета, кроме случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом Республики Беларусь.

     Потери  в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц.

     Принятие  местными Советами депутатов решений  в части размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов и осуществления  операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между бюджетами осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в РБ