Бюджетный процесс и его этапы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.

Содержание

Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая - бюджетный процесс и его этапы в РБ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

  • расходов государственных целевых бюджетных фондов;
  • целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
  • государственных займов;
  • добровольных взносов;
  • средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
  • средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
  • иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

     8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

     9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

     10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [2].

     В основе всей бюджетной деятельности финансовых органов лежит бюджетная  классификация.  

    

       
 
 
 
 

Рисунок 1 – Бюджетная классификация

Примечание  – Источник:  собственная разработка

     Бюджетная классификация Республики Беларусь в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов[24].

     Акты  законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих.

  1. Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.
  2. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

     Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

     Вторым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств  бюджета на выполнение функций государства  в пределах разделов.

     Министерство  финансов может производить детализацию  расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации  расходов бюджета.

     3. Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

     Министерство  финансов может производить детализацию  расходов бюджета в пределах подпрограмм, не нарушая общих принципов построения и единства программной классификации  расходов бюджета.

  1. Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
  2. Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.
  3. Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.
  4. Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

     Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принципами, закрепленными в Бюджетном Кодексе Республики Беларусь, утвержденным Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З и имеет четкую классификацию.

  1. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета

     2.1 Значение государственного бюджета

 

     Бюджет  представляет собой неотъемлемую часть  общегосударственных финансов.

     Общегосударственные финансы – денежные отношения  по поводу распределения и перераспределения  стоимости общегосударственного продукта и национального дохода, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий[6].

     Для выполнения своих функций государство  нуждается в финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: на затраты, на расширение производства, удовлетворение потребностей социальной сферы, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности.

     Государственный бюджет по своей внешней форме  является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансов. Через госбюджет перераспределяется примерно половина национального дохода или около ¾ денежных доходов многих стран.

     В Республике Беларусь через госбюджет  перераспределяется около 50% национального дохода. Такое распределение не только удовлетворяет общегосударственные потребности, но и активно влияет на всю жизнь общества.

     Государственный бюджет формируется в общей системе  финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов  и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с  государством на текущий период, платежи  ассигнования из бюджета.

     Основной  финансовый план - государственный  бюджет в процессе его составления, материализуется в централизованный фонд денежных средств государства. Бюджет, концентрируя денежные ресурсы  предприятий, организаций и населения  в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. На этой стадии бюджет можно уже охарактеризовать как основной централизованный фонд денежных средств государства.

     Форма бюджета и его материальное воплощение – внешние признаки государственного бюджета. Сущность его выражают экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета.

     Бюджет  как совокупность финансовых, денежных отношений можно выделить из общей  системы экономических отношений по следующим признакам:

     1. Денежной форме отношений (опосредуют  движение финансовых ресурсов);

     2. Сфере действия (ограничена рамками  бюджетного процесса, так как  отношения возникают лишь при  формировании, распределении и использовании  бюджетных средств);

     3. Участникам отношений (один из  них всегда государство, которое  для выполнения своих функций  аккумулирует денежные средства  в бюджете и распределяет их, вторым субъектом отношений выступает  предприятия, организации, учреждения  и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);

     4. Безвозмездности движения стоимости  в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования[14].

     Государственный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованный фонд денежных средств государства. Для прогнозирования этих денежных отношений разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределении на общегосударственные нужды.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств государства.

     Бюджет  – историческая категория, он появляется с возникновением государства и товарно-денежных отношений и его сущность, как экономической категории и основное назначение не меняется в зависимости от смены общегосударственных формаций[12]. На его содержание влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов важное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, исторические, социальные особенности.

     К субъективным факторам относятся: тип  государства, политика правительства на определенном этапе развития и выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической и финансовой науки и т. п.

     Особенностью  бюджетов стран рыночной экономики  является то, что доходная часть  бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.

     Несмотря  на развитие в условиях рынка платных  социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные другие социальные программы.

     Государственное регулирование экономических и социальных процессов достигается посредством:

  • налогов влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос и предложение на них;
  • бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
  • финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств, для выравнивания экономических условий функционирования или более быстрого их развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
  • образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
  • социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения[17].

     В странах рыночной экономики становится решающей в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными  процессами, воздействии на оптимизацию  стоимостных пропорций воспроизводства  и его расширение развитие социальной сферы и т. п.

     Подобные  процессы происходят и в Республике Беларусь, что связано с расширением  функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения  внутренней внешней безопасности страны.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в РБ