Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа
Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
8. Принцип
достоверности бюджетов означает, что
бюджеты формируются на основе обоснованных
прогнозных макроэкономических показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь, соответствующей административно-
9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [2].
В
основе всей бюджетной деятельности
финансовых органов лежит бюджетная
классификация.
Рисунок 1 – Бюджетная классификация
Примечание – Источник: собственная разработка
Бюджетная классификация Республики Беларусь в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов[24].
Акты законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.
Министерство
финансов может производить детализацию
расходов бюджета в пределах подразделов,
не нарушая общих принципов
3. Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.
Министерство
финансов может производить детализацию
расходов бюджета в пределах подпрограмм,
не нарушая общих принципов
Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принципами, закрепленными в Бюджетном Кодексе Республики Беларусь, утвержденным Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З и имеет четкую классификацию.
Бюджет представляет собой неотъемлемую часть общегосударственных финансов.
Общегосударственные
финансы – денежные отношения
по поводу распределения и
Для выполнения своих функций государство нуждается в финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: на затраты, на расширение производства, удовлетворение потребностей социальной сферы, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности.
Государственный
бюджет по своей внешней форме
является основным финансовым планом
государства, определяющим его доходы,
расходы, движение решающей части централизованных
финансов. Через госбюджет
В Республике Беларусь через госбюджет перераспределяется около 50% национального дохода. Такое распределение не только удовлетворяет общегосударственные потребности, но и активно влияет на всю жизнь общества.
Государственный бюджет формируется в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством на текущий период, платежи ассигнования из бюджета.
Основной
финансовый план - государственный
бюджет в процессе его составления,
материализуется в
Форма бюджета и его материальное воплощение – внешние признаки государственного бюджета. Сущность его выражают экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета.
Бюджет как совокупность финансовых, денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
1.
Денежной форме отношений (
2. Сфере действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3.
Участникам отношений (один из
них всегда государство,
4.
Безвозмездности движения
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованный фонд денежных средств государства. Для прогнозирования этих денежных отношений разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределении на общегосударственные нужды.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет – историческая категория, он появляется с возникновением государства и товарно-денежных отношений и его сущность, как экономической категории и основное назначение не меняется в зависимости от смены общегосударственных формаций[12]. На его содержание влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов важное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, исторические, социальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства на определенном этапе развития и выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической и финансовой науки и т. п.
Особенностью бюджетов стран рыночной экономики является то, что доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.
Несмотря на развитие в условиях рынка платных социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные другие социальные программы.
Государственное регулирование экономических и социальных процессов достигается посредством:
В
странах рыночной экономики становится
решающей в реализации финансовой политики
правительства, регулировании общественными
процессами, воздействии на оптимизацию
стоимостных пропорций
Подобные
процессы происходят и в Республике
Беларусь, что связано с расширением
функций суверенного