Бюджетный процесс и его этапы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.

Содержание

Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая - бюджетный процесс и его этапы в РБ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
 

 

РЕФЕРАТ 

       Курсовая  работа 23 с., в том числе 1табл., 1 рис., 22 лит. источников. 

     бюджетный процесс, принципы, проект бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение 

     Объект  исследования –  бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.

     Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.

     Цель  работы: исследование бюджетного    процесса,   его основных принципов, рассмотрение полномочий участников   бюджетного   процесса и последовательная характеристика всех   стадий   прохождения  бюджетов  в  их периодическом цикле.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, сравнения, тестирования.

     Полученные  результаты и их новизна: исследованы сущность бюджетного процесса, его принципы и классификация.

          Исследования и разработки: изучены сущностные характеристики  бюджетного  процесса, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрены  стадии   бюджетного  процесса в Республике Беларусь в их единстве и взаимосвязи; выявлены проблемы организации бюджетного процесса и пути их решения.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

     ___________________

      (подпись студента)

 

     

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

 

     Ведущую, определяющую роль в  формировании  и  развитии экономической структуры    любого    современного    общества    играет    государственное регулирование,  осуществляемое  в  рамках  избранной  властью  экономической политики. Одним  из  наиболее  важных  механизмов,  позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,  является  финансовый механизм - финансовая система  общества,  главным  звеном  которой  является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой  системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование  децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения  возложенных  на государственные органы функций.

     Очевидно, что успех экономического реформирования  в  нашей  стране  в большой  степени  зависит  от   того,   в   каких   направлениях   произошло преобразование финансовой системы  общества,  насколько   бюджетная   политика государства отвечает требованиям времени.

     В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Путём бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

     Эффективность бюджетной политики во многом определяется степенью рационализации бюджетного процесса. Из этого вытекает важность его изучения и на этой основе совершенствование.

     Бюджетный   процесс  - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом  и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов [20].

     Управляя  бюджетным процессом, государство  направляет бюджетные потоки таким  образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

     Многогранность  и непрерывность бюджетного процесса, его сложность требуют комплексного подхода к изучению проблемы формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики. 

     В  связи  с  этим  изучение   бюджетного    процесса,   теоретических    и законодательных основ   и   реальной  практики  функционирования    бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

     Целью  курсовой работы  является  исследование бюджетного    процесса,   его основных принципов, рассмотрение полномочий участников   бюджетного   процесса и последовательная характеристика всех   стадий   прохождения  бюджетов  в  их периодическом цикле.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

  • изучить сущностные характеристики  бюджетного  процесса, его роль и место в финансовой политике государства.
  • рассмотреть  стадии   бюджетного  процесса в Республике Беларусь в их единстве и взаимосвязи.
  • выявить проблемы организации бюджетного процесса и пути их решения.

     Изучение  теоретических проблем бюджетного процесса позволяет решать практические задачи повышения эффективности общественного производства, улучшения социально-экономического положения.

     В ходе выполнения курсовой работы использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а также специальная  экономическая литература и данные периодической печати.

     Теоритической и методологической основой для  написания данной курсовой работы стали труды ученых-экономистов Заяц Н.Е., Родионова В.М., Сорокина Т.В.,Ковалевой А.М. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 основы организации  бюджетного процесса

    1. Сущность  бюджетного процесса, его задачи
 

     Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса [5].

     Этапы   бюджетного  процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ[19] .

     Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Парламент Республики Беларусь;
  • Правительство Республики Беларусь;
  • местные Советы депутатов;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • Национальный банк Республики Беларусь;
  • иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
  • распорядители и получатели бюджетных средств;
  • банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе [2].

     Бюджетные организации в соответствии с  закрепленными за ними функциями  и задачами:

     1. разрабатывают план своей деятельности, бюджетную смету, увязанную с  этим планом в части бюджетных  средств;

     2. обеспечивают исполнение бюджета  по выделенным бюджетным средствам;

     3. составляют и представляют распорядителю  бюджетных средств бухгалтерскую  отчетность в составе, определенном  Министерством финансов, за исключением  государственных органов, имеющих  воинские формирования, воинские  части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций, которые ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

     Задачами бюджетного процесса являются:

  • максимальное выявление всех материальных и фин. резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и др. платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленно на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • усиление контроля за деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация процесса составления  и  исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов [22].

     Таким образом, в Республике Беларусь бюджетный  процесс является инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. 

       1.2  Принципы бюджетного  процесса и бюджетная  классификация

 
 

     Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

     1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

     2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

     3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

     5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

     6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в РБ