Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа
Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа 23 с., в том числе 1табл., 1 рис., 22
лит. источников.
бюджетный
процесс, принципы, проект
бюджета, рассмотрение,
утверждение, исполнение
Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, сравнения, тестирования.
Полученные результаты и их новизна: исследованы сущность бюджетного процесса, его принципы и классификация.
Исследования и разработки: изучены сущностные характеристики бюджетного процесса, его роль и место в финансовой политике государства; рассмотрены стадии бюджетного процесса в Республике Беларусь в их единстве и взаимосвязи; выявлены проблемы организации бюджетного процесса и пути их решения.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
___________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Путём бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
Эффективность бюджетной политики во многом определяется степенью рационализации бюджетного процесса. Из этого вытекает важность его изучения и на этой основе совершенствование.
Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов [20].
Управляя бюджетным процессом, государство направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Многогранность
и непрерывность бюджетного процесса,
его сложность требуют
В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью курсовой работы является исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
Изучение
теоретических проблем
В ходе выполнения курсовой работы использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а также специальная экономическая литература и данные периодической печати.
Теоритической
и методологической основой для
написания данной курсовой работы стали
труды ученых-экономистов Заяц Н.Е., Родионова
В.М., Сорокина Т.В.,Ковалевой А.М. и других.
Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса [5].
Этапы
бюджетного процесса – это формирование,
рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджета и составление и
Участниками бюджетного процесса являются:
Бюджетные организации в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами:
1.
разрабатывают план своей
2.
обеспечивают исполнение
3.
составляют и представляют
Задачами бюджетного процесса являются:
Таким
образом, в Республике Беларусь бюджетный
процесс является инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет осуществляется
социальная политика.
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.