Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

Исходя из цели курсовой работы, решены следующие задачи:

Рассмотрены основные принципы бюджетного процесса;
Изложены полномочия участников бюджетного процесса;
Сформирована последовательная характеристика прохождения бюджетов и их периодическом цикле.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по бюджетной системе РФ.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

     В случае передачи проекта бюджета  Федерального бюджета в согласительную комиссию, которая состоит из представителей Государственной Думы, Совета Федерации  и Правительства, ответственных  за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный  вариант основных характеристик  федерального бюджета на следующий  год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете  на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

     Решение согласительной комиссии принимается  раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства России. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство  присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны  принимаются за один голос. Решение  считается согласованным, если его  поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. 5

     По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном  бюджете принимается постановление  Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.6

     Если  Государственная Дума не принимает  указанное решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается  повторно отклонённым. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная  Дума ставит вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации.7 Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство, то он дорабатывается в течение 20 дней с учётом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, доработанный законопроект вносится на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

     В случае отставки Правительства России в связи с отклонением проекта  закона о федеральном бюджете, вновь  сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год не позднее 30 дней после  своего сформирования.  

     При рассмотрении Государственной Думой  проекта о федеральном бюджете  во втором чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объёма федерального бюджета, утверждённого  в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.  Государственная Дума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

     Именно  во втором чтении Государственная Дума направляет в органы исполнительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных  налогов и сборов между бюджетами  Российской Федерации, утверждённом при  первом чтении, а также о размере  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  и распределении его средств, утверждённых во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передаётся в согласительную комиссию.

     При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной год в третьем  чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырём уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Рассматривается распределение  средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и  т. п. Субъекты права законодательной  инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет Государственной  Думы по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект о бюджете  в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта  во втором чтении.

     Поправки  по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом Совета Федерации  по бюджету. При этом поправки субъектов  права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств бюджета организациям любых  форм собственности, не рассматриваются.

     Затем Государственная Дума рассматривает  проект закона о федеральном бюджете в четвёртом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект голосуется в целом. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передаётся на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.

     Следует обратить внимание на то, что после  голосования в четвёртом чтении в Государственной Думе проект закона о бюджете становиться законом.

     Совет Федерации рассматривает федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом закон не является  предметом одобрения и голосуется  в целом. 

     Одобренный  Советом федерации закон в  течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для его  подписания и обнародования.

     В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной Думой закон  о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете  в одном чтении.

     В случае несогласия Государственной  Думы с решением совета Федерации  закон о федеральном бюджете  считается принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной Думы. 

     Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств  специальных секретных программ устанавливается Президентом России.

     В случае отклонения Президентом Российской Федерации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передаётся  в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.

       Если федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год не вступает в силу до  начала года (в случае непринятия  Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления  в силу закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год по другим причинам до 1 января очередного года), Государственная  Дума может принять закон о  финансировании расходов из федерального  бюджета в перовом квартале  очередного финансового года. В  этом случае федеральные органы  исполнительной власти производят  расходование средств федерального  бюджета в соответствии с указанным  федеральным законом.

     В Бюджетном кодексе Российской Федерации  урегулированы случаи внесения изменений  и дополнений в федеральный закон  о федеральном бюджете. В частности, в случае изменения финансирования по сравнению с утверждённым федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трёх чтениях в течение 15 дней.

     Если  проект закона о внесении изменений  и дополнений не принимается в  указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в  законе о бюджете не предусмотрено  иное.

  1. Стадия исполнения бюджета
 

     Практически бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, которые называются:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • распорядитель бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств.

     Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной  власти Российской Федерации, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств, определённый ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

     Главный распорядитель средств бюджета  субъекта Российской Федерации, средств  местного бюджета – орган государственной  власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное  учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств  бюджета субъекта Российской федерации, средств местного бюджета.

     Распорядитель бюджетных средств – орган  государственной власти или орган  местного самоуправления, имеющие право  распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных  средств.

     Получатель  бюджетных средств – бюджетное  учреждение или иная организация, имеющие  право на получение бюджетных  средств в соответствии с бюджетной  росписью на соответствующий год.

     Исполнить бюджет значит обеспечить полное и  своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов  и обеспечить финансированием все  запланированные по бюджету расходы.

     Правительство Российской Федерации по согласованию с правительствами республик  в составе России и органами исполнительной власти других национально-государственных  и административно-территориальных  образований устанавливают порядок  исполнения бюджетов. Исполнение бюджета  обеспечивает в установленном порядке  министерство финансов России, вся  система органов управления финансами  Российской Федерации. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

     В настоящее время в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Таким образом, на органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы являются кассирами всех распорядителей и  получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счёт бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений.

     В настоящее время Российская Федерация  полностью перешла на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Государственный фонд денежных средств  почти полностью контролируется государством.

     Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный  бюджет доходов, а также с санкционированием  и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Оно также ведёт  сводный реестр получателей средств  федерального бюджета.8

     В целях перехода на казначейскую систему  исполнения бюджетов всех уровней в  Федеральном законе «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации» от 10 сентября 1997 года9 было закреплено положение о том, что в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счёт средств местного бюджета.

     Данное  положение закреплено в статье 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где записано: «В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств и от имени и по поручению бюджетных учреждений».

     По  федеральному бюджету в соответствии с новым Бюджетным кодексом будет  учреждена Главная книга казначейства, 10где будут регистрироваться все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета.

     Главная книга казначейства ведётся на основе плана счетов, утверждаемого федеральным  казначейством. Записи в Главной  книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих  операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчётов  об исполнении федерального бюджета.      

Информация о работе Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса