Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

Исходя из цели курсовой работы, решены следующие задачи:

Рассмотрены основные принципы бюджетного процесса;
Изложены полномочия участников бюджетного процесса;
Сформирована последовательная характеристика прохождения бюджетов и их периодическом цикле.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по бюджетной системе РФ.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

     Введение 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная  политика государства отвечает требованиям  времени.

     бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1.

     Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

     С юридической точки зрения бюджетный  процесс – это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета  конкретного уровня.

     С экономической точки зрения бюджетный  процесс – это процесс, во-первых, определение бюджетных доходов  и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизация доходов  и осуществления расходов.

     В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

     Исходя  из цели курсовой работы, решены следующие задачи:

  • Рассмотрены основные принципы бюджетного процесса;
  • Изложены полномочия участников бюджетного процесса;
  • Сформирована последовательная характеристика прохождения бюджетов и их периодическом цикле.

     Предметом курсовой работы является бюджетный  процесс. 

 

  1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
 
    1. Понятие и принципы бюджетного процесса

     Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация  финансовых ресурсов государства и  расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов  государственной власти.

     Согласно  статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.   

     Бюджетный процесс – регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а  также составлению, рассмотрению и  утверждению отчёта об его исполнении.

     Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

     Процессуальные  нормы бюджетного права, строгое  их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления  в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

     В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение  бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения  отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет  об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

       В рамках бюджетного процесса  имеется несколько ключевых понятий.  Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

     Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

     Ежегодно  изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области  и других субъектов РФ, органов  местного самоуправления в зависимости  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения  бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

Основные  задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

  • выявление материальных и финансовых резервов государства;
  • максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
  • максимально точный расчет расходов бюджетов;
  • обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  • согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

     В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

    • единство бюджетной системы;
    • принцип разграничения доходов и расходов бюджета;
    • принцип самостоятельности;
    • принцип сбалансированности;
    • принцип гласности;
    • принцип достоверности;
    • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

     Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

  1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
  2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
  3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
  4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.
 
    1. Участники бюджетного процесса и их полномочия
 

     Бюджетные полномочия представляют собой права  и обязанности органов государственной  власти и органов местного самоуправления в отношении принятия правовых актов  в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функции органов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующими нормативно-правовыми актами органов  государственной власти РФ, субъектов  РФ и органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиями обладают также органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также Президент РФ, который ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его, подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     На  разных уровнях управления финансовые органы представлены Министерством  финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ (министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и других субъектов либо финансовыми  управлениями или департаментами исполнительных органов власти субъектов РФ), а  также финансовыми органами муниципальных  образований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органов  местного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковые администрации  не имеют в своей структуре  финансовых органов, Финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральных финансовых органон входят также Федеральное казначейство и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях, организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном уровне Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено создание территориальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальных бюджетов.

     Органом денежно-кредитного регулирования  выступает Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, учетных  ставок по кредитам, устанавливает  экономические нормативы для  банков (например, нормативы достаточности  капитала банка, ликвидности, соотношения  привлеченных и размещенных средств  и др.), проводит операции с ценными  бумагами.

     Органы  государственного и муниципального финансового контроля создаются  как представительными, так и  исполнительными органами власти и местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса