Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа
Актуальность исследования – проблема бюджетного финансирования экономики муниципального образования обусловлена тем, что в ходе реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия местного самоуправления. Сегодня бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Созданная система межбюджетных отношений не стимулирует муниципалитеты ни к развитию производств на своей территории, ни к наращиванию налоговой базы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.….5
1.1Экономическое содержание и функции бюджета государства……….…....5
1.2Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации...11
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях…………………………………………………………..15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..21
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы……………………….21
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования……….24
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»……………….…..30
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..35
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах………………………………………………………………………...35
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска…………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..44
Список используемой литературы………
3.ценные
бумаги, принадлежащие органам МСУ;
4.территориальные
внебюджетные фонды, на основе добровольных
взносов физических и юридических лиц,
специальных сборов и т.д.
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты. Конституция РФ определила право муниципалитетов: самостоятельно формировать, утверждать, и исполнять муниципальный бюджет; устанавливать местные налоги и сборы [18. с. 367 - 385].
Составление и исполнение муниципального бюджета - обязанность исполнительного органа местного самоуправления. К ведению представительного органа относятся: рассмотрение проекта муниципального бюджета; утверждение проекта бюджета; утверждение отчета об исполнении бюджета. Важнейшими задачами бюджета являются: обеспечение полного и своевременного поступления доходов по каждому источнику; финансирование мероприятий в пределах утвержденных сумм на текущий финансовый год.
Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части [18. с. 367 - 385].
Доходы
бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.
Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».
К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению а местные бюджеты; государственная пошлина.
Регулирующие
доходы местных бюджетов - это федеральные
и региональные налоги по которым устанавливаются
нормативы отчислений в местные бюджеты
в порядке бюджетного регулирования сверх
собственных доходов. Средства бюджетного
регулирования местных бюджетов:
- часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
- дотации
и субвенции из бюджетов
- средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
- другие
средства, получаемые местными бюджетами
по взаимным расчетам за счет
средств федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ.
Основная
часть налоговых доходов
Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ [19.с.355].
Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.
Другой
частью местного бюджета является смета
расходов. Расходы бюджета включают в
себя все невозвратные платежи, независимо
от того являются они возмездными или
безвозмездными и для каких целей осуществляются
– текущих или капитальных. Расходы формируются
по следующим направлениям:
-на финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
- на финансирование социально-культурного развития, науки;
- на содержание органов власти и управления;
- расходы
связанные с обслуживанием долга [12. с.
154 - 162].
Исходя
из того что бюджет муниципального
образования состоит из минимального
бюджета и бюджета развития, расходы
соответственно различаются на текущие
расходы и капитальные расходы,
связанные с развитием
Полный
перечень расходов местных бюджетов
содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в
РФ». Расходная часть местных бюджетов
включает расходы: связанные с решением
вопросов местного значения, установленные
законодательством РФ и законодательством
субъекта РФ; связанные с осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам МСУ; связанные с обслуживанием
и погашением муниципального долга по
ссудам и муниципальным займам; ассигнования
на страхование муниципальных служащих,
объектов муниципальной собственности,
а также гражданской ответственности
и предпринимательского риска; иные расходы,
предусмотренные уставом муниципального
образования.
Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение). Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57%- на здравоохранение и физкультуру, 42% - на культуру и искусство, 66% - на ЖКХ, 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%) Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете РФ за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20% [12. с. 154 - 162].
Местные
бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие бюджета укрепляет экономическую
самостоятельность органов местного самоуправления,
способствует активизации хозяйственной
деятельности и развитию инфраструктуры
соответствующих территорий.
2.3 Реализация
финансовых основ Федерального Закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
6
октября 2006 г. завершился третий
год реализации ФЗ «Об общих
принципах организации
До проведения реформы в России было 11733 муниципальных образования, сейчас общее количество муниципальных образований составляет 24210, в том числе более 12000 вновь образованных. Во всех субъектах Федерации, за исключением городов федерального значения, организована новая система территориальной организации местного самоуправления. Ее основным звеном являются поселения, большинство из которых, около 20000, сельские. Сформированы органы местного самоуправления, приведена в соответствие с требованиями Закона нормативная база субъектов РФ, государственную регистрацию, по данным Минюста России, прошли уставы 99,8% муниципальных образований. В результате муниципальных выборов были избраны более 15000 глав муниципальных образований, около 9000 глав избраны из числа депутатов. Около 10000 местных администраций возглавляют избранные по конкурсу и назначенные по контракту главы администраций, в остальных случаях администрацией руководит глава муниципального образования. Избрано 252000 депутатов. На 1 января 2005 года в муниципальных образованиях было 301000 работников, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. В настоящее время после выборов количество муниципальных служащих составляет 328000, т.е. произошло небольшое увеличение. Расходы на муниципальное управление выросли на 3,8% и составляют около 9% расходной части местных бюджетов [18.с. 8 - 9].
Можно констатировать, что сегодня, несмотря на установление переходного периода, который заканчивается 2009 годом, 72% муниципальных образований, а это 17500, перешли с 1 января 2006 года к реализации закона № 131-ФЗ в полном объеме. С 1 января 2007 года добавилось еще десять субъектов Федерации. Однако пока рано утверждать, что местное самоуправление обрело стабильность и устойчивость, так необходимые для эффективной работы и осуществления поставленных задач. Речь идет, прежде всего, о формировании экономических основ местного самоуправления; о создании эффективной муниципальной службы, о формировании достаточно профессионально подготовленного кадрового потенциала, о развитии межмуниципального сотрудничества. По данным Минфина РФ, Общий объем доходов местных бюджетов в 2010 году составляет 1 трлн. 303 млрд. рублей, что выше уровня 2009 года на 150 млрд., хотя объем полномочий уменьшился более чем на 200 млрд. рублей. Только в 18% муниципальных образований бюджет формально утвержден с дефицитом. На самом деле скрытый дефицит, по оценкам Счетной палаты, имеется почти во всех образованиях и составляет более 300 млрд. руб.
Министерство финансов РФ ведет мониторинг хода исполнения бюджетов муниципальных образований. Рассмотрим данные о достаточности ресурсов для выполнения бюджетных обязательств, которые приняты муниципальными образованиями, о ходе исполнения бюджетов и проектах местных бюджетов на 2011 год.
Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации