Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования – проблема бюджетного финансирования экономики муниципального образования обусловлена тем, что в ходе реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия местного самоуправления. Сегодня бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Созданная система межбюджетных отношений не стимулирует муниципалитеты ни к развитию производств на своей территории, ни к наращиванию налоговой базы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.….5
1.1Экономическое содержание и функции бюджета государства……….…....5
1.2Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации...11
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях…………………………………………………………..15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..21
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы……………………….21
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования……….24
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»……………….…..30
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..35
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах………………………………………………………………………...35
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска…………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..44
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.….5

1.1Экономическое содержание и функции бюджета государства……….…....5

1.2Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации...11

1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях…………………………………………………………..15

2. ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..21

2.1 Бюджетное  финансирование: понятие и принципы……………………….21

2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования……….24

2.3 Реализация  финансовых основ Федерального  Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ»……………….…..30

3. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..35

3.1 Особенности  формирования и исполнения местных  бюджетов в 2005 – 2009 годах………………………………………………………………………...35

3.2 Экономическая  основа местного самоуправления  г.Брянска…………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..44

Список  используемой литературы…………………………………………...…47 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и ценовой механизмы. В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования, т.е. вмешательства государства в экономические процессы в обществе. В данной работе рассматривается влияние государства на экономические процессы посредством такого механизма, как бюджетное финансирование, а особенности этого процесса прослеживаются на примере финансирования местного самоуправления и местных бюджетов. 

В октябре 2005 года был принят Федеральный закон  №129-ФЗ, установивший переходный период по реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2009 года. В конце декабря были приняты Федеральные законы № 98-ФЗ и 199-ФЗ, которые ввели целый ряд особенностей осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне. Минфин России провел мониторинг работы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию нормативно-правовых организационных основ функционирования местных бюджетов в новых условиях. Результаты мониторинга показали, что, к сожалению, не все мероприятия, необходимые для эффективного функционирования местных бюджетов, были проведены в полном объеме. 

Актуальность  исследования – проблема бюджетного финансирования экономики муниципального образования обусловлена тем, что  в ходе реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия местного самоуправления. Сегодня бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Созданная система межбюджетных отношений не стимулирует муниципалитеты ни к развитию производств на своей территории, ни к наращиванию налоговой базы.  

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть  особенности бюджетного финансирования экономики муниципального образования на примере г. Брянска. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть  экономическое содержание и функции  бюджета, бюджетный процесс, его  содержание, задачи и принципы  организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях

- рассмотреть  особенности бюджетного финансирования  муниципальных образований, особенности  формирования и исполнения местных  бюджетов, наиболее перспективные  способы финансового оздоровления и государственного регулирования экономики муниципальных образований.

- дать  характеристику экономического  состояния муниципального образования  – г.Брянска и проблем его  развития, проанализировать особенности  формирования местного бюджета,  провести анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности и особенности государственного регулирования. 

При написании  дипломной работы использовались Указы  Президента РФ, Постановления Правительства  РФ, Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых отчетов и статистические данные по Брянской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства 

Основу  финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных  органов власти всех уровней.

Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке.

     Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние  бюджета, от них зависит объем  доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

     Бюджет - это во многом искусство, искусство вести учет финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования государственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций [6. с. 12-21]. 

     Таким образом, все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых  и кредитных отношений, которые  зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую  природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

     С чего начинается формирование бюджета - с доходов или расходов? Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства» (1776) указывал, что формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства. К таковым он относил расходы на оборону, расходы на отправление правосудия и расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем резиденция бургомистра).

Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две особенности. Во-первых, допустимы только те расходы государства, которые отвечают интересам общества. Это делает государство «дешевым», экономически необременительным для населения. Во-вторых, как театр начинается с вешалки, так и государственный бюджет - с расходов. Для формирования бюджета государство должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно может их покрыть. 

Баланс  бюджета означает равенство доходов  и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, налицо бюджетный дефицит [6. с. 12-21].

     Доходная  часть государственного бюджета  образуется в основном за счет налогов  и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает расходы на содержание вооруженных  сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

     Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП в США составляет 36%, Японии - 33, Германии - 46, Англии - 43, Франции и Италии - 50, Канаде - 44, Швеции - 60%.

     Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные - 47,3, хозяйственные - 6,7, выплаты процентов по государственному долгу - 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора.

     Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10-20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору. 

Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная  функция означает создание финансовой  базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

2) функция  экономического регулирования - это использование государством  налогов (основного источника  доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная  функция предполагает использование  государственного бюджета для  перераспределения национального  дохода. 

Бюджетная политика государства должна строиться  на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования [6. с. 12-21].

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические  концепции. На протяжении многих десятилетий  в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

     Но  политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических  операций, время их проведения; б) снижала  эффективность экономических операций, т.к. налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации