Бюджетный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
1.1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета…………………………..
1.2. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета…………………………………………………
1.3. Бюджет как финансовый план государства…………………………………….
1.4. Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………………………………..
Глава 2. Бюджетный контроль
2.1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………..................
2.2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................
2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии
2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..
2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………
2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..
2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..
2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

УПРАВ.УЧЕТdocx.docx

— 73.77 Кб (Скачать)

полнота охвата деятельности ревизуемого объекта;

глубина проведения ревизии;

степень охвата данных;

характер материала;

отношение к плану проведения ревизии;

очередность исследования одних  и тех же документов.

По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают  полные, частичные, комплексные и  тематические ревизии.

Полная документальная ревизия  предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта контроля, а  частичная – отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей затрат.

Самые распространенные и  прогрессивные – комплексные  ревизии, включающие все участки  и стороны деятельности ревизуемых предприятий.

Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятий, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров, с бюджетом и  внебюджетными фондами, сохранность  и эффективность использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. В случае необходимости для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются эксперты. Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению  эффективности ревизии.

Тематические ревизии  проводятся для проверки определенного  участка (темы) деятельности ревизуемого  предприятия, организации. Проверяя однородные темы, ревизии дают представление  о состоянии определенного участка  деятельности не только одного ревизуемого  объекта, но и других типичных объектов, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений  в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих субъектов.

По глубине проведения ревизии отличаю сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики, управлений, трестов, акционерных  обществ, фирм и им подчиненных хозяйственных  организаций, филиалов, представительств. Она проводится одновременно на вышестоящих  и нижестоящих предприятиях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные  же ревизии проводятся только на одном  предприятии, или на нескольких только по различным и не взаимосвязанным  программам.

По отношению к плану  выделяют плановые и неплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых  и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при  наличии данных о нарушениях финансово- хозяйственной деятельности предприятий и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных и других властных органов.

По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и  комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии  подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному  и другим расчетам. При выборочных ревизиях проверяются часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения хозяйственно-финансовых операций: в последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты отпускных учителям и другим служащим в летний период, сезон посева и уборки урожая и т.д.

Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого  объекта, позволяет полнее выявить  недостатки и нарушения, чем выборочная.

Но такая ревизия очень  дорогая и трудоемкая, поэтому  там, где совершаются крупные  операции большой документооборот, может проводиться комбинированная  ревизия. При этом участки подвергаются сплошной проверке, а другие – выборочной. В ходе выборочной ревизии может возникнут необходимость перехода к сплошному методу проверки ревизуемого участка, если выявляются факты нарушений и недостатков, хищений, подлога и т. д.

По очередности исследования одних и тех же вопросов принято Различать первичные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и повторные  ревизии назначаются в том  случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы  программы, или их результаты не четко  отражены в акте проверки, они признаются недоброкачественными, либо по требованию следственных органов для подтверждения  фактов отраженных в итоговом документе  первичной ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.

Документальная ревизия  проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и  расчетов к ним и другой документации.

Ведущий прием документальной ревизии – формальная и арифметическая проверка документов, при которой  выясняют точность заполнения бланков  и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы  и итоги. Таким образом, определяется правильность документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В  противном случае проводят проверки с использованием других приемов  контроля.

В процессе проведения ревизии  встречаются случаи, когда после  формально-арифметической проверки возникают  неточности и сомнения в правильности или законности разрешенных операций. Тогда прибегают к встречным проверкам документов путем сверки и сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в ревизуемых организациях, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся в проверяемой или иных организациях, с которыми вступила в хозяйственную связь ревизуемая организация.

Нормативная проверка в бюджетном  контроле – основная из приемов  документальной ревизии. Суть ее заключается  в сопоставлении фактических  расходов с нормативными (плановыми). Это прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета, правильности списания расходов по статьям затрат.

Норма - в зависимости от метода разработки – могут быть расчетными и средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, применяют  прием технико-экономических расчетов, при котором проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг.

Способ обратного счета  основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые  по времени ревизии имеются в  наличии на складах и счетах предприятий.

Оценка совершенных финансово-экономических  операций с юридической, экономической  и финансово точек зрения охватывает целый комплекс общеэкономических  и статистических приемов анализа  и оценки в целях выявления  законности, целесообразности, рациональности и эффективности проведенных  операций и деятельности ревизуемых объектов за проверяемый период.

К приемам фактической  ревизии относятся:

инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;

обследование;

экспертная оценка специалистами  фактического объема и качества выполняемых  работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т. д.

визуальное наблюдение путем  обследования помещений и производственных помещений

проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Для проведения фактической  ревизии обычно привлекаются специалисты  узкого профиля. Важная особенность  – фактор внезапности. Иначе возможно получить объективные данные. Кроме  того, невозможно провести одно и тоже контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет совершенно другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.

 

2.4. Организация и акты ревизии

Организация и проведение ревизии представляют довольно сложный, последовательный процесс, начинающийся с планирования и подготовки к  ее проведению и заканчивающийся  контролем за выполнением предложений по акту ревизии. Весь ревизионный процесс обычно принято разделять на 4 этапа:

подготовка к проведению ревизии;

проведение ревизии;

систематизация и подготовка материалов ревизии;

реализация материалов ревизии.

Важный этап ревизионного процесса - составление акта ревизии (и приложений к нему, которые  вместе составляют материалы ревизии). Основные требования, предъявляемы к  нему – правдивость и объективность. Акт ревизии – официальный  документ, на основании которого делаются выводы о деятельности предприятия  и принимаются соответствующие  решения. Поэтому он не должен содержать  субъективные предположения и личные выводы ревизора. Ревизор несет полную ответственность за точность и правдивость  составления акта ревизии. Ошибки и  неточности в материалах ревизии  недопустимы. Акт – основной документ, отражающий все недостатки и неточности, выявленные входе ревизии. Кроме  того, он отражает качество проведения ревизии, уровень подготовленности, объективности и честности ревизора. Приложения к акту ревизии – разовые и промежуточные акты и справки проверок, составленные членами ревизионной бригады по результатам контрольной работы, акты инвентаризации материальных ценностей и денежных средств, контрольных обмеров, встречных и других разовых документальных и фактических проверок и другие документы.

Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательной (основной), и результативной (заключительной).

Каждый факт выявленного  нарушения должен быть всесторонне  проверен и отражен в акте ревизии  с указанием времени совершения данного неправомерного действия или  операции, сделанных бухгалтерских  проверок, стоимостной оценки нарушений, их причин, также фамилий, инициалов  и должностей виновных лиц. Эти факты  должны иметь строжайшую объективность  и точность, и излагаться со ссылкой  на первичные документы, так как  сводные регистры бухгалтерского учета  являются производными от них и не всегда могут отражать истинную ситуацию.

Последний, завершающий этап проведения ревизии – принятие решения  по акту проверки и контроль за его исполнением. После ознакомления с актом ревизии и со всеми прилагающимися к нему материалами руководитель учреждения, назначивший ревизию, не позднее, чем двухнедельный срок (не позднее 15 дней, а руководитель налоговой – не позднее 10 дней) с момента подписания акта или завершения ревизии должен вынести решение по устранению вскрытых нарушений и недостатков, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства. В ходе ревизии ревизоры должны приложить максимум усилий по устранению выявленных нарушений. Для ускорения процесса ликвидации нарушений и недостатков материалы ревизий и проверок могут направляться соответствующим министерствам, ведомствам и другим вышестоящим инстанциям, а в случае вскрытия серьезных нарушений или установления хищения денежных средств крупных или особо крупных размерах - следственным органам для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и возмещения ущерба.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления  и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются руководителям  администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере возможности устраняются в процессе ревизии на основании высказанных  в письменной форме предложений  и замечаний ревизором-контролером.

 

 

2.5. Органы бюджетного контроля

Состав и структура  органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми  государством на том или ином этапе  своего развития. Разработка и осуществление  совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов  на социально- экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.

 

 

2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки   составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета.

Бюджетным законодательством предусмотрено рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов. Отчет об исполнении бюджета готовит соответствующий уполномоченный орган по его исполнению исходя из отчетов администраторов бюджетных программ и государственных учреждений — получателей бюджетных денег. Основой составления всех отчетов по исполнению бюджета является бюджетный учет. Бюджетный учет, порядок ведения которого определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, представляет собой упорядоченную непрерывную документальную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о бюджетных операциях.

Переводные операции и их учет ведется централизованно на Едином казначейском счете, открытом в Национальном банке РК, который содержит остатки бюджетных средств на контрольных счетах наличности и на счетах государственных учреждений. Счета государственных учреждений, открываемые только в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом, следующие:бюджетный счет, предназначенный для учета операций с бюджетными деньгами; счет, предназначенный для учета поступления и расходования денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в распоряжении государственного учреждения; счет, предназначенный для учета поступления и расходования денег, поступающих в виде благотворительной и спонсорской помощи от физических и юридических лиц; депозитный счет, предназначенный для зачисления денег, поступающих во временное распоряжение государственных учреждений;

Информация о работе Бюджетный контроль