Бюджетный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
1.1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета…………………………..
1.2. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета…………………………………………………
1.3. Бюджет как финансовый план государства…………………………………….
1.4. Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………………………………..
Глава 2. Бюджетный контроль
2.1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………..................
2.2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................
2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии
2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..
2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………
2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..
2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..
2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

УПРАВ.УЧЕТdocx.docx

— 73.77 Кб (Скачать)

 

                                                          

                                                                       Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………

Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета

    1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета…………………………..
    2. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета…………………………………………………
    3. Бюджет как финансовый план государства…………………………………….
    4. Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………………………………..

Глава 2. Бюджетный контроль

2.1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………..................

2.2. Формы бюджетного  контроля……………………………………....................

2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии

2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..

2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………

2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки   составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..

2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..

2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

               Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Вместе стем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку её основного звена - бюджетной системы. Логическим продолжением ее реформирования стала разработка и принятие нового бюджетного законодательства – Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введенного в действие с 1 января 2005 г.

Положения нового Бюджетного кодекса отражают современное  состояние развития финансовых отношений  и бюджетной политики нашей республики. В кодексе прописаны практически  все положения, регламентирующие деятельность всех участников бюджетного процесса. Это единый документ, определяющий весь процесс формирования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  выполнения задач и функций государства.

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности  регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение  надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового  контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием  и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства  в период становления и развития рыночных отношений в России.

Контроль как процесс  проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности  тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых  мер регулирования и координации  всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета

    1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета.

Бюджет –  это экономическая категория, отдельная (особенная)  по отношению к более  общей категории – финансам. Он отличается от финансов иным уровнем  абстракции и разной степенью выражения  финансовых связей. Следовательно, в  огромном многообразии финансовых связей можно выделить отдельные обособленные сферы, отличающиеся друг от друга определенными  общими чертами. Особую область стоимостного распределения общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с отраслями  экономики и населением. Таким  финансовым отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений состовляет экономическое содержание понятия, носящего название государственный бюджет.

В статье 4 Бюджетного кодекса  Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введенного в действие с 1 января 2005 г., приводится следующее понятие  бюджета: «Бюджет – централизованный денежный фонд государства, предназначенный  для финансового обеспечения  реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме  – финансовый план, по материальной сущности – централизованный фонд, по экономической сущности – совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению – закон.

Бюджет необходим каждому  государству для удовлетворения его объективных потребностей в  деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства  включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д. , содержание которых не меняется при переходе от одной общественно – экономической информации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие соответствующие им материально- вещественные воплощение.

Бюджет – это центральное  звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей «отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.».

Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в  экономической литературе- законах, монографиях, учебниках, научных статьях, поскольку он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определенных объектов как, например, форма образования денежных средств и их расходования в целях обеспечения функций органов власти, или как основной централизованный фонд денежных средств. Также в экономической литературе даются другие определения государственного бюджета: бюджет как финансовый план; бюджет как управленческий план; бюджет как юридический документ; бюджет как средство коммуникации; бюджет как документ, декларирующий бюджетно-налоговую политику. Однако содержание бюджетно-налоговой политики шире и включает в себя основные функции органов государственного управления, взаимосвязь показателей фискальной политики и показателей социально – экономического развития страны, показатели бюджета, величину дефицита бюджета и государственного долга, бюджетные классификации, виды бюджетов.

Исходя из многообразия понятий «бюджет», его трактовку можно свести к следующим составляющим:

— как относительно самостоятельная экономическая категория;

— как централизованный фонд денежных средств государства;

— как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

— как основной финансовый план государства;

— как юридический закон, положения которого обязательны

для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость обусловленная природой и функциями государства.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимопогашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.

 Бюджет современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов региона через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

 

 

    1. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета.

          Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству  издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и т.д.

Бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

— представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением у государства части стоимости валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

— предназначен для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

— выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением внутреннего продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными отношениями;

— пропорции и формы бюджетного распределения определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;

— область бюджетного распределения тесно взаимосвязана с другими звеньями финансово-кредитной системы, но занимает ключевое положение среди них, поскольку в значительной степени оказывает влияние на стоимостную структуру экономики и обеспечивает денежными средствами приоритетные участки экономического и социального развития.

Как отмечалось выше, государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственное отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд (бюджетные ресурсы) — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая, пройдя известные стадии стоимостного распределения, поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей по развитию экономики, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Информация о работе Бюджетный контроль