Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа
Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
1.1. Понятие бюджета. Экономическое содержание государственного бюджета. Специфическое назначение бюджета…………………………..
1.2. Характерные черты бюджета. Экономические и организационные формы функционирования бюджета…………………………………………………
1.3. Бюджет как финансовый план государства…………………………………….
1.4. Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………………………………..
Глава 2. Бюджетный контроль
2.1. Цели и задачи бюджетного контроля……………………………..................
2.2. Формы бюджетного контроля……………………………………....................
2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии
2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..
2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………
2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..
2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..
2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
Глава 2. Бюджетный контроль
2.1. Цели и задачи
бюджетного контроля……………………………...........
2.2. Формы бюджетного
контроля……………………………………........
2.3. Ревизия – ведущая форма бюджетного контроля. Понятие и формы ревизии
2.4. Организация и акты ревизии……………………………………………………..
2.5. Органы бюджетного контроля……………………………………………………
2.6. Основы введения бюджетного учёта План счетов, виды, формы, периодичность и сроки составления и представления отчетности. Порядок формирования отчета об исполнении бюджета…………………………………………..
2.7. Представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении республиканского и местного бюджета……………………………………………………..
2.8. Экономический анализ бюджетных показателей……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………………………………….
Введение
Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.
Вместе стем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку её основного звена - бюджетной системы. Логическим продолжением ее реформирования стала разработка и принятие нового бюджетного законодательства – Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введенного в действие с 1 января 2005 г.
Положения нового
Бюджетного кодекса отражают современное
состояние развития финансовых отношений
и бюджетной политики нашей республики.
В кодексе прописаны
Бюджетная система в условиях
развития рыночных отношений, многообразия
форм собственности, бюджетной самостоятельности
регионов играет все более важную
роль в реализации единой финансовой
политики государства, цели которой
обуславливаются его
В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.
Контроль как процесс
проверки, анализ оценки качества выполнения
поставленных задач, эффективности
тех или иных методов управления
и формирования на этой основе необходимых
мер регулирования и
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета
Бюджет –
это экономическая категория, отдельная
(особенная) по отношению к более
общей категории – финансам. Он
отличается от финансов иным уровнем
абстракции и разной степенью выражения
финансовых связей. Следовательно, в
огромном многообразии финансовых связей
можно выделить отдельные обособленные
сферы, отличающиеся друг от друга определенными
общими чертами. Особую область стоимостного
распределения общественного
В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г., введенного в действие с 1 января 2005 г., приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет – централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме – финансовый план, по материальной сущности – централизованный фонд, по экономической сущности – совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению – закон.
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д. , содержание которых не меняется при переходе от одной общественно – экономической информации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие соответствующие им материально- вещественные воплощение.
Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей «отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.».
Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в экономической литературе- законах, монографиях, учебниках, научных статьях, поскольку он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определенных объектов как, например, форма образования денежных средств и их расходования в целях обеспечения функций органов власти, или как основной централизованный фонд денежных средств. Также в экономической литературе даются другие определения государственного бюджета: бюджет как финансовый план; бюджет как управленческий план; бюджет как юридический документ; бюджет как средство коммуникации; бюджет как документ, декларирующий бюджетно-налоговую политику. Однако содержание бюджетно-налоговой политики шире и включает в себя основные функции органов государственного управления, взаимосвязь показателей фискальной политики и показателей социально – экономического развития страны, показатели бюджета, величину дефицита бюджета и государственного долга, бюджетные классификации, виды бюджетов.
Исходя из многообразия понятий «бюджет», его трактовку можно свести к следующим составляющим:
— как относительно самостоятельная экономическая категория;
— как централизованный фонд денежных средств государства;
— как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
— как основной финансовый план государства;
— как юридический закон, положения которого обязательны
для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.
Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость обусловленная природой и функциями государства.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимопогашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.
Бюджет современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов региона через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и т.д.
Бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
— представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением у государства части стоимости валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
— предназначен для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
— выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением внутреннего продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными отношениями;
— пропорции и формы бюджетного распределения определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;
— область бюджетного распределения тесно взаимосвязана с другими звеньями финансово-кредитной системы, но занимает ключевое положение среди них, поскольку в значительной степени оказывает влияние на стоимостную структуру экономики и обеспечивает денежными средствами приоритетные участки экономического и социального развития.
Как отмечалось выше, государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственное отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд (бюджетные ресурсы) — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая, пройдя известные стадии стоимостного распределения, поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей по развитию экономики, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.