Автор: d**********************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать организацию бюджетного контроля на предприятии.
В связи с целями темы курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетного контроля на предприятии;
- рассмотреть экономическую сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием;
- изучить принципы, методы и функции бюджетного контроля;
- раскрыть организацию бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии;
- раскрыть теоретические аспекты организации системы бюджетирования и контроля в системе управленческого учета на примере ТОО «Крендель»;
- провести характеристику предприятия и его учетная политика;
- проанализировать финансово - хозяйственную деятельности предприятия;
- представить организацию системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель»;
- представить возможные пути совершенствования процесса бюджетирования и контроля исполнения бюджета на современных предприятиях в экономике Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Экономическая сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием 5
1.2
Принципы, методы и функции бюджетного контроля
8
1.3 Организация бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЕНДЕЛЬ» 15
2.1 Характеристика предприятия и его учетная политика 15
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
2.3 Организация системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель» 21
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ТОО «Крендель» за 2009-2010 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2010 г.
Важно понимать, что следует анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и все значимые отклонения. Значимость отклонений, с помощью бюджетного контроля, определяется с помощью различных подходов (методов), представленных на рисунке 2.
Рисунок
2 – Подходы (методы) бюджетного контроля
В
виде абсолютной величины в денежном
выражении значимость отклонений устанавливается
по решению руководства
Подход к определению значимости отклонений в «процентах к бюджету» заключается в том, что для целей анализа величину отклонений определяют в процентах к бюджетным величинам. Например: подвергать детальному рассмотрению каждое отклонение, величина которого превышает 5% бюджетного значения. Этот метод легко осуществим на практике, но границы отклонений устанавливаются, как и в первом случае, произвольно, и поэтому надежность контрольных процедур, основанных на таких подходах, остается под вопросом.
Объективный метод определения значимости отклонений может представить статистика. Однако, статистический метод установления границ контроля требует значительных затрат и может использоваться в организациях, занимающихся производством продукции, при котором результаты деятельности носят повторяющийся характер.
Кроме перечисленных подходов (методов) определения значимости отклонений в последнее время нашел применение метод, основанный на профессиональном суждении специалистов-практиков (менеджеров).
Функциям бюджета на предприятии, может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Функции бюджета
предприятия представлены на рисунке
3.
Рисунок
3 - Функции бюджета предприятия
Бюджет как экономический прогноз: руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.
Бюджет как основа для контроля: по мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений.
Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений.
Бюджет как средство координации: бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д.. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.
Бюджет как основа для постановки задачи: разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий: одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки.
В
связи вышеизложенного, можно сделать
вывод, что в том случае, если же
бюджеты на уровне подразделений
не разрабатываются, руководство предприятия
вряд ли будет в такой степени склонно
к децентрализации процесса принятия
оперативных решений.
1.3
Организация бюджетного
Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных.
Финансовый бюджет компании представляет собой специфическую деятельность, направленную на формирование обоснованности стоимостного распределения прибыли по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели. Наличие финансового бюджета компании объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциям распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использовании.
Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание:
1) проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением;
2) проверка правильности использования хозяйствующими субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);
3) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;
4) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономического и эффективного использования материальных и денежных средств;
5) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
В случае их выявления применяются в установленном порядке меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение ущерба. Цели финансового планирования бюджета, могут быть различны в разных компаниях. Функциям бюджета на предприятии, может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования, определяется эффективностью работы компании в целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования очень хорошо помогает выявить и классифицировать многие проблемы компании, которые до этого могли оставаться в тени. Учитывая вышеизложенные факторы, препятствующие эффективному процессу бюджетного планирования, рекомендуется в первую очередь проработать организационные аспекты построения системы бюджетирования на предприятии. Для этого бюджет следует рассматривать как систему организационного взаимодействия центров планирования и центров финансовой ответственности, направленную на составление обоснованных бизнес – прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес – заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.
Структурно отдел может состоять из пяти групп, представленных на рисунке 4.
Рисунок
4 - Структура отдела бюджетного планирования
Разработка реалистичных бизнес – заданий на предприятии зависит, прежде всего, от системного и четкого распределения функций бюджетного планирования между структурными подразделениями предприятия. Это обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования. Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету: он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.
Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.
Для
управления бюджетным процессом
на предприятии создается
Основными задачами в организации работ по бюджетному планированию и контролю:
1) проведению системного анализа всех видов деятельности предприятия и его структурных подразделений;
2) организации и методическому обеспечению разработки перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка;
3) проведению контроля за выполнением подразделениями предприятия планов-бюджетов и др..
В
связи вышеизложенного, можно сделать
вывод, что бюджетирование и контроль
затрат в организации, осуществляется
в порядке классификации бюджетов кроме
основных и операционных бюджетов предлагаются
вспомогательные бюджеты и специальные
бюджеты.
2
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
2.1
Характеристика предприятия и
его учетная политика
ТОО «Крендель» зарегистрировано 11 августа 2004 года Управлением Юстиции города Павлодар № 12355-1945-ТОО, РНН 45150023512 присвоен 19.04. 2004 г.. Форма собственности – частная.
Товарищество учреждено в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность на основании Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), вступившего в силу с 1 марта 1995 года Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года, Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Уставом.
Для обеспечения деятельности Товарищества был образован уставный капитал в размере 1000000 (один миллион) тенге, который сформирован участником товарищества полностью на 100%.
Целью деятельности товарищества является ведение хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Для достижения указанной цели товарищество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- производство широкого ассортимента кондитерских изделий собственного производства;
-
коммерческо-посредническая
-
торгово-закупочная
- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РК.
Органами товарищества являются:
- Общее собрание участников - высший орган;
-
Директор - исполнительный орган,
а также иные органы, которые
могут быть созданы в
Срок деятельности Директора не ограничен. Организационная служба ТОО «Крендель» представлена на рисунке 5.
Директор решает все вопросы, относящиеся к деятельности товарищества, исключая вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания участников товарищества, а также: