Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 77.58 Кб (Скачать)

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.

1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов,  а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства.

2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупные стихийные бедствия и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам особого рода.

3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он - явление чрезвычайно тревожное,  требующее принятия не только  срочных и действенных экономических  мер, но и соответствующих политических  решений.

 

 

 

3.Госдолг  Украины

На сьогодні в Україні здійснюється реформа зі стабілізації державного бюджету відповідно до Програми економічних реформ на 2010–2014 роки, яка, зокрема, передбачає запровадження середньострокового бюджетного планування. Таке планування є сполучною ланкою між бюджетною політикою та пріоритетами соціально-економічного розвитку країни, сприяє підвищенню стійкості бюджетної системи й обґрунтованості видатків бюджету. У статті розглянуто моделі середньострокового бюджетного планування в зарубіжних країнах. Визначено переваги запровадження бюджетного планування на середньострокову перспективу та основні проблеми, які потребують розв’язання в процесі переходу від річного до середньострокового бюджетного планування. [3] (С. 37–42)

На конец 2013 года ожидаемый объем  государственного долга составит 483,032 млрд грн, что примерно составляет 30,6% валового внутреннего продукта (ВВП) Украины, против 28,5% по итогам 2012 года. Об этом говорится в размещенной на сайте Министерства финансов Украины программе управления госдолгом на 2013 год, утвержденной приказом Минфина №277 от 21 февраля 2013 года. Программа предусматривает, что в 2013 году финансирование госбюджета Украины будет осуществляться с помощью широкого спектра долговых инструментов.

По срокам обращения наибольший удельный вес будут иметь долгосрочные инструменты (57,1%), среднесрочные - 24,3% и  инструменты со сроком погашения  от 3 до 12 месяцев (18,6%). При этом на краткосрочные  инструменты со сроком погашения  в 2013 году будет приходиться 7,3% объемов  заимствований. Также указывается, что долговые инструменты с фиксированной ставкой составят 93,4%, с плавающей - 6,6% (ставка Libor).

В целом, согласно программе, в 2013 года на внутреннем рынке будет осуществлено заимствований на сумму около 92,863 млрд грн, или 68,5% от общей суммы заимствований. На внешних рынках, с учетом заимствований по специальному фонду госбюджета — 42,668 млрд грн, или 31,5%. Общая сумма выплат по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2013 году за счет средств государственного бюджета, предусмотрена на уровне 116,035 млрд грн. При этом объем платежей по погашению государственного долга в 2013 году составляет 81,068 млрд грн, из которых 45,474 млрд грн, или 56,1% составляют обязательства по внутреннему долгу, а 35,595 млрд грн, или 43,9% - обязательства по внешнему долгу.

  Основной объем выплат приходится на погашение облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) 2012 года в сумме 21,786 млрд грн, ОВГЗ 2010 года — 9,395 млрд грн, ОВГЗ 2011 года — 3,705 млрд грн, ОВГЗ 2003 года — 8,400 млрд грн, а также на погашение займов Международного валютного фонда (МВФ) — 22,826 млрд грн. Объем платежей по обслуживанию госдолга на 2013 год прогнозируется в объеме 34,967 млрд грн.

 Наибольший удельный вес в обслуживании государственного внутреннего долга в течение 2013 будут выплаты по ОВГЗ 2012 года в сумме 6,441 млрд грн, ОВГЗ 2009 года в сумме 4,065 млрд грн, и ОВГЗ 2011 года в сумме 3,503 млрд грн. В обслуживании государственного внешнего долга в отчетном периоде наибольший удельный вес будут иметь расходы по займам МВФ в сумме 1,608 млрд грн и облигаций внешнего госзайма года в сумме 3,507 млрд грн. Как сообщал УНИАН, сумма государственного и гарантированного долга Украины за январь 2013 года выросла на 2,3% - до 65,989 млрд долларов США. В гривневом эквиваленте долг увеличился в январе на 11,94 млрд грн – до 527,452 млрд грн. Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2012 году вырос на 8,9% и на 31 декабря 2012 года составлял 515,51 млрд грн, или 64,495 млрд долл.ХХ. [3]

3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита Украины

После перехода Украины к  рыночной экономике проблема роста  дефицита бюджета оставалась нерешенной достаточно долгий период времени. Учитывая, что денежная эмиссия и привлечение  средств на внешних финансовых рынках доказали несостоятельность, начался  поиск новых инструментов. Иными  словами, бюджетный дефицит всегда был  для правительства страны актуальной проблемой, решение которой  требует глубоко анализа и  применения эффективной политики управления им.

Государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Нормальным считается  дефицит бюджета, соответствующий  уровню инфляции в стране и колеблющийся в диапазоне 2-3% ВНП. Такой дефицит  государственного бюджета финансируется  за счет эмиссии государственных  ценных бумаг. В условиях относительно устойчивого экономического положения  использование данного инструмента  способствует росту ВВП. Но в нашей  стране размещение облигаций государственного долга не имеет смысла, поскольку  их в основном выкупает один из двух государственных банков, на увеличение капитала которых из госбюджета регулярно  выделяются средства. Что касается инвесторов, то их внимание от таких  вложений отвлекают нестабильность национальной валюты и низкие доходы.

Наиболее реальными механизмами  ликвидации дефицита госбюджета можно  рассматривать следующие:

·                   удержание роста социальных программ;

·                   передача в бюджет части доходов НБУ;

·                   активизация диалога с международными финансовыми институтами, расширение кредитных линий для государственного сектора экономики и высвобождение таким образом части бюджетных средств;

·                   снижение налоговой нагрузки и диверсификация базы налогообложения. Компенсация нехватки средств возможно за счет увеличения налогов на операции физических лиц с недвижимостью или введения налога на недвижимость, увеличение подоходного налога.

Сейчас Украине необходимо перераспределять бюджетные ресурсы  более эффективно. Особенно это касается ресурсов для предоставления услуг  социальной защиты, чтобы они стали  более целенаправленными. Кроме  этого, больше внимания должно уделяться  защите инвестиционных проектов инфраструктуры.

Еще одним наиболее реальным решением проблемы дефицита бюджета  является приватизация государственного имущества. Планы  КМУ на 2009-2010 гг. относительно приватизации ОАО "Укртелекома", "Одесского припортового завода", ОАО "Турбоатом" и ТЭК преследуют только одну цель - получение доходов в государственный бюджет. Учитывая ситуацию в мировой экономике, приватизация данных объектов имеет все шансы оказаться неэффективной. Согласно утвержденным правительством условиям приватизации, акции данных объектов должны были быть проданы на фондовых биржах. В 2008 г. их стоимость оценивалась приблизительно в $420 млн. Однако приватизация станет возможной только по окончании экономического кризиса, а до этого выставляемые на продажу объекты могут не найти покупателей.

Покрытие дефицита бюджета, направленного на текущее потребление, планировалось за счет приватизации. Однако общая стоимость имущественных  прав государства составляет всего 28 млрд. грн. Такой ресурс является недостаточным для ежегодного покрытия дефицита государственного бюджета, поэтому Украине необходимо искать новые источники финансирования.

Если же рассматривать  вариант, при котором покрытие дефицита бюджета возможно за счет внешних  источников, то для выравнивания дисбалансов  экономики Украины необходимо привлекать средства международных финансовых организаций. Средства Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного Банка (ВБ) являются механизмом поддержания  финансовой стабильности до тех пор, пока не начнется восстановление на экспортных рынках. Такой источник финансирования бюджетного дефицита является наиболее эффективным, так как не отвлекает  финансовые ресурсы из внутреннего  денежно-кредитного оборота. Однако привлеченные средства должны быть направлены исключительно  под инвестиционные проекты.

Кроме кредита от МВФ, предусмотрено  сотрудничество со Всемирным Банком. Разработанная для этого программа включает три направления:

·                   поддержка структурных реформ, которая осуществляется через предоставление правительству займа на политику развития ($500 млн.).

·                   поддержка для реабилитации банковского сектора.

·                   инвестиции в инфраструктуру.

Таким образом, увеличивая инвестиционную составляющую расходов и привлекая  для этого дешевые заемные  ресурсы, Украина может получить дополнительный катализатор экономического роста. Но для украинской экономики  опасен не бюджетный дефицит, а непродуманная  политика управления им.

 

3.2 Проблема Украинского государственного долга

Одной из проблем долговой политики Украины остается отсутствие стратегических ориентиров в сфере управления государственным  долгом. Реализация определенных мер  происходит в ответ на текущие  нужды в сфере государственных  финансов, а управление внешним государственным долгом Украины сводится преимущественно к решению краткосрочных задач бюджетной политики. Кроме того, долговая политика для кредиторов и потенциальных инвесторов не прозрачна, с завуалированным характером информации о внешних займах и государственных гарантиях, информация о займах местных органов власти не полная, а система учета, мониторинга и контроля за состоянием задолженности государственного сектора экономики - отсутствует.

Существенной проблемой долговой политики Украины на протяжении последних  лет остается чрезмерное использование  правительством внешнего ссудного капитала, что порождает угрозы дестабилизации государственных финансов. Именно поэтому  будущая стратегия должна предусматривать  уменьшение объемов размещения внешних  государственных займов и достижения оптимальной структуры долгового  портфеля государства. Взаимоотношения  Украины с иностранными кредиторами  и международными финансовыми организациями  должны отвечать критерию гармонического объединения процессов глобализации с одновременным соблюдением  отделенных национальных интересов  и стратегических ориентиров. Решению проблемы внешней задолженности будет содействовать создание необходимых правовых и экономических условий для аккумулирования внутренних сбережений страны, восстановление доверия кредиторов, активизации иностранного инвестирования. Для расширения круга инвесторов в государственные ценные бумаги и включение в экономический кругооборот сбережений граждан, существенная часть которых сегодня находится вне финансовых учреждений, важное значение имеет привлечение физических лиц к внутренним долговым операциям правительства. Поэтому необходимо перейти к выпуску сберегательных облигаций, которые буду распространяться среди физических лиц и ввести ОВГЗ с плавающей процентной ставкой, привязанной к темпам инфляции. Введение такого типа долговых обязательств правительства объясняется доверием субъектов рынка к инструментам, защищенным от инфляционного обесценения. На рост суммарного государственного долга влияет также неконтролируемое предоставление государственных гарантий и как результат трансформация условных обязательств правительства в прямой государственный долг. Сегодня уровень условных обязательств государства, связанных со стабильностью банковской системы, эксперты оценивают на уровне 40% ВВП. Кроме того, обязательство государственных предприятий по не гарантированным кредитам в кризисных условиях могут стоить бюджету до 3% ВВП.

Управление государственным долгом в нашем государстве усложняется  из-за значительной доли в нем иностранной  валюты. Долговые обязательства развитых стран мира почти полностью выпускаются  в национальной валюте. Так, доля долговых обязательств в иностранной валюте таких лидеров мировой экономики, как Великобритания, Германия, Франция, США составляет менее чем 2% от объема государственного долга. Именно это  направление работы в рамках осуществления  стратегического и текущего управлением  государственным долгом, принимая во внимание текущую валютную структуру  взятых Украиной долговых обязательств, является наиболее приоритетным. Ведь то, что львиная доля правительственных  долговых обязательств погашается  в иностранной валюте, ставит управление государственным долгом нашего государства в тесную зависимость от валютной политики, состояния платежного баланса и ситуации на внешних рынках капитала. Важно также разработать общепризнанную методику расчетов долговой нагрузки  и комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности, включали бы также индикаторы предельно безопасной долговой нагрузки на бюджет. Необходимость расчетов таких индикаторов обусловлена тем, что уровень государственной задолженности значительно влияет на бюджетно-налоговую политику государства, ограничивая возможность управления расходами бюджета для достижения целей макроэкономической стабилизации в будущем. При решении вопросов государственного долга важную роль играет здоровая макроэкономическая политика. Развитая система управления государственным долгом не может предотвратить возникновение кризиса при слабой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной или валютно-курсовой политике. Правительство должно стараться достичь экономической приемлемости и обоснованности уровня и темпов роста государственного долга и возможности его обслуживания, не отступая от целевых ориентиров в пределах своей макроэкономической политики.

Так, в процессе формирования долговой стратегии государства, нужно обеспечить реализацию таких мер: 
-   обеспечить эффективное использование государственных займов на инвестиционные цели, а не на потребление; 
-   усилить роль внутренних рыночных займов в процессе финансирования дефицита бюджета в относительно внешних; 
-   уменьшить долю  иностранной валюты в государственном долге; 
-   усовершенствовать систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;  
-   повысить уровень информационно-аналитического обеспечения долговой политики.

Информация о работе Бюджетный дефицит